Рождество Христово, навечерие или преддверие которого отмечают сегодня верующие православных Церквей, придерживающихся юлианского календаря (или так называемого старого стиля), в хронологическом порядке занимает первое место в литургическом цикле, посвященном земной жизни Иисуса Христа.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поздравил сегодня паству с наступающим праздником и призвал православных верующих совершать больше дел любви и милосердия. Он отметил, что народы, духовно окормляемые Русской православной церковью, "твердо идут по пути возрождения. На этом пути достигнуты уже многие успехи. Но жизнь приносит нам и трудности, и испытания, и искушения".
"В прошедшем году нас не раз пытались разделить по национальному, политическому, социальному признакам. Церковь, пребывающая со своим народом в радостях и горестях, неизменно напоминает людям: лишь единство сделает нас сильными, свободными, способными преобразить мир", - говорится в послании.
По словам Патриарха, соборное единство народа, "от которого не могут отделить себя ни Церковь, ни светская власть, становится для нашего общества основой добрых дел". Предстоятель Церкви напомнил также, что наступивший год в России объявлен Годом семьи, "и во многих других странах, где служит Богу наша Церковь, забота о семье также становится наиглавнейшей".
Церкви и календари
Вместе с Русской православной церковью в предстоящую ночь с 6 на 7 января праздник Рождества отметят Грузинская, Иерусалимская и Сербская православные Церкви, а также афонские монастыри, живущие по старому стилю. Остальные 11 православных Церквей уже отпраздновали Рождество Христово, как и западные христиане, в ночь с 24 на 25 декабря.
Как отмечают представители Московского Патриархата, эти православные Церкви пользуются не "католическим", григорианским календарем, а так называемым "новоюлианским". Пока он совпадает с григорианским. Расхождение между этими календарями в один день накопится к 2800 году.
Календарная реформа, заменившая юлианский стиль на григорианский, была предпринята в XVI веке при Папе Римском Григории XIII, по имени которого и получил свое название новый календарь. Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным. В этих же целях в 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении юлианского календаря. Русская православная церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия.
Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на "новоюлианский" календарь. Но это вызвало "протесты и нестроения в церковном народе". Поэтому постановление было отменено менее, чем через месяц.
Расхождение юлианского календаря с астрономическим годом в один день накапливается за 128 лет, григорианского - за 3 тысячи 333 года, а "новоюлианского" - за 40 тысяч лет. Как заявляют в Московском Патриархате, в настоящее время перед Русской православной церковью вопрос о перемене календарного стиля не стоит. "Юлианский календарь дорог нашему церковному народу и является одной из культурных особенностей нашей жизни", - убеждены представители РПЦ.
Рождество у православных
По традиции Восточной Церкви празднованию Рождества Христова предшествует сорокадневный пост, который начинается 15 ноября по старому или 28 ноября по новому стилю. Он называется Рождественским, или Филипповым (поскольку канун поста выпадает на день памяти апостола Филиппа - 14 ноября).
Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднества (с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднества, которое завершается праздником Обрезания.
Сегодня, в день навечерия праздника, верующие должны соблюдать особо строгий пост. День этот получил название сочельник, поскольку церковный устав предписывает в это время употреблять в пищу сочиво - размоченные и разваренные зерна пшеницы или риса, чаще с медом, а также бобы, горох и овощи. Часть сочельника проходит в полном воздержании от пищи.
Традиция не вкушать пиши до первой вечерней звезды, связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Евангелие от Матфея, глава 2, стих 2), возвестившей о рождении Христа. Правда церковным уставом эта традиция не предписана.
Как отмечается на сайте "Православие и мир", в этом году сочельник приходится на воскресенье. Пост сегодня не такой строгий, как в предшествующие дни самой строгой недели Рождественского поста. Однако, как пишет священник, комментирующий традиции сегодняшнего дня, было бы хорошо, если и пришедшие сегодня в храм люди и те, кто не могут быть на службе, почтят этот день более строгим постом. Надо помнить, что, по русской пословице, "Сытое брюхо к молитве глухо". Поэтому и более строгий пост готовит верующих к грядущей радости праздника.
Кстати, сочельник бывает дважды в год - накануне Рождества Христова и Крещения. По традиции, в этот день, придя из храма после утреннего богослужения, верующие воздерживаются от принятия пищи до появления на небе первой звезды, которая символизирует звезду, взошедшую над Вифлеемом в момент рождения Иисуса. По евангельскому преданию, увидев ее, восточные мудрецы пришли поклониться младенцу Христу и принесли ему богатые дары.
В навечерие праздника Церковь воспоминает ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя.
Весь сегодняшний день в храмах совершаются торжественные богослужения, постепенно подводящие верующих к встрече Рождества.
В 22:00 по московскому времени начнется праздничное богослужение в главном православном соборе России - храме Христа Спасителя. Его возглавит Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Торжественные богослужения в рождественскую ночь будут совершены во всех действующих православных храмах столицы, которых сегодня насчитывается около 600.
Они начинаются всенощным бдением, которое открывается великим повечерием и пением стиха "С нами Бог", и завершается литургией Василия Великого.
7 января Патриарх Алексий II возглавит в храме Христа Спасителя Великую вечерню, которая начнется в 16:00 по московскому времени. После этого богослужения состоится поздравление духовенства.
На второй день Рождества, 8 января по новому стилю, или 26 декабря - по старому, празднуется Собор Пресвятой Богородицы. Этот день посвящен прославлению Божией Матери, "радость миру родившей". По традиции в дни попразднования Рождества совершается память первых христианских мучеников: апостола первомученика и архидиакона Стефана, Никомидийских мучеников, пострадавших во время гонений на христиан в Малой Азии в IV веке, а также мучеников младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных.
Первое воскресенье после Рождества посвящается прославлению праведного Иосифа, Обручника Девы Марии, послужившего Богомладенцу своим земным отцовством, царя Давида, основателя рода, из которого ожидался Мессия и к которому принадлежала Дева Мария, и Иакова, брата Господня, который был свидетелем тайны Боговоплощения, сопровождал Марию, Иосифа и Младенца Иисуса во время их бегства в Египет, и который впоследствии возглавил первую христианскую общину в Иерусалиме.
У народов Европы дни рождественских торжеств совпадали с двенадцатидневным циклом языческих празднеств, посвященных зимнему солнцестоянию, знаменовавшему начало новой жизни и обновление природы (сатурналий у романских народов, зимних святок, или коляд у славян и т.д.). Поэтому в разных странах праздник Рождества впитывал в себя многие обряды и обычаи этих празднеств. К ним относятся колядки - костюмированные шествия со звездой и песнопениями, которые до сих пор устраиваются в сельской местности, вечерняя трапеза в сочельник, состоящая из 12 постных блюд.
Наши предки старались в Рождественские дни особенно заботиться о немощных и нуждающихся. Царь Алексей Михайлович, например, накануне Рождества рано утром ходил тайно по тюрьмам и богадельням, раздавая щедрую милостыню.