Последователи буддизма отметят в Москве 125-летие со дня рождения Данзана Тундутова - последнего калмыцкого князя-нойона (нойонами в Монголии и Калмыкии называли представителей древних аристократических родов и феодальной знати. - Прим. NEWSru.com). В 1923 году он был расстрелян и тайно захоронен на территории Яузской больницы в Москве. В ближайшую субботу буддисты проведут открытую акцию памяти жертв политических репрессий ХХ века.
На территории столичной Государственной клинической больницы номер 23, где находится памятник жертвам политических репрессий 1921-1926 годов, похороненным в больничном парке, будет совершено буддийское богослужение и проведен символический поминальный обед, посвященный Тундутову и другим жертвам репрессий.
"Памятную акцию на территории больницы организует Музей ГУЛАГа совместно с Фондом восстановления культурного наследия имени Номто Очирова, занимающегося поиском репрессированных общественных и государственных деятелей Калмыкии. Наша цель - увековечение памяти Данзана Тундутова и всех пострадавших в годы репрессий. Принять участие в памятном обряде приедет лама из Золотой обители Будды Шакьямуни", - рассказала РИА "Новости" представитель пресс-службы Государственного музея истории ГУЛАГа Анна Рапейко.
По ее словам, род Тундутовых очень почитаем в Калмыкии, многие его представители были видными деятелями Российской империи. Фонд долгие годы занимался поисками следов Тундутова. Лишь недавно, после того как рассекретили архивы, стало известно место захоронения князя.
Напомним, что в середине мая в московском Музее истории ГУЛАГа открылась выставка "Репрессированный буддизм", посвященная отношениям буддистов с советской властью.
На ней были представлены фото- и видеоматериалы, иллюстрирующие быт бурятского, калмыцкого и тувинского народов конца XIX - первой трети ХХ века, период гонений на буддизм и репрессий в отношении духовенства, а также последующего за этим контролируемого властями возрождения буддизма в России.
Что известно о Данзане Тундутове
(по материалам Википедии)
Данзан (Дмитрий) Тундутов-Дундуков (1888 - 1923) - последний князь из династии Тундутовых, представлявших древний калмыцкий род чорос. Они верой и правдой служили российскому государству, их род считался в калмыцком народе священным. Отец Данзана - известный меценат Церен-Давид Тундутов. Данзан первым из калмыков был удостоен французского ордена Почетного легиона.
Данхан окончил Катковский лицей (1906) и Пажеский корпус (1908), был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк.
Во время Первой мировой войны служил адъютантом верховного главнокомандующего на германском фронте. С 1915 года был адъютантом великого князя Николая Николаевича, командовавшего Кавказским фронтом.
16 марта 1917 года Тундутов прибыл в Астрахань с Кавказского фронта в связи с мероприятиями, посвященными 25-летней годовщине освобождения калмыков от крепостной зависимости.
25-26 марта 1917 года на первом съезде калмыцкого народа в Астрахани нойон Данзан Тундутов был избран членом Калмыцкого исполкома (ведающим делами коневодства), главного органа управления Калмыцкой степью. Открыто заявляя о своих монархических симпатиях, подвергся аресту за монархическую пропаганду во время съезда.
16 мая 1917 года Данзан Тундутов вместе с калмыцким общественным деятелем Номто Очировым по поручению Центрального комитета по управлению калмыцким народом отправился в Петроград, чтобы заявить протест Временному правительству по поводу раздела Астраханской губернии, после которого произошло бы административное разделение калмыцкого народа.
В это же время он агитировал калмыков Астраханской и Ставропольской губерний перейти в казачество. Тундутов начал переговоры об оказачивании с донским и астраханским атаманами. Переход в казачество был официально оформлен 29 сентября 1917 года. После причисления калмыков к Астраханскому казачьему войску, князь Тундутов был избран калмыками главой калмыцкой части войска и назначен вторым помощником (по калмыцкой части) войскового атамана Астраханского с присвоением чина полковника.
В мае 1918 года Тундутов прибыл в Грузию в качестве представителя Юго-Восточного союза на Батумскую конференцию Закавказской федерации и Грузии, представляясь как атаман Астраханского казачьего объединенного с калмыцким войска. Завязав там деловые и дружеские отношения с представителем германского правительства на Батумской конференции, в составе делегации представителей Грузии и Юго-Восточного союза выехал 28 мая 1918 года из Поти на немецком судне в Констанцу, и затем поездом в Германию. 3 июня делегация прибыла в Берлин. После встреч с министром иностранных дел Германии Р. фон Кюльманом, а затем с императором Германии Вильгельмом II и офицерами германского Генштаба Тундутов договорился о создании на немецкие деньги антибольшевистской армии из астраханских калмыков и казаков. Получив желаемые заверения, Тундутов через Варшаву и Киев прибыл 11 июня в сопровождении одного из лидеров киевских монархистов герцога Лейхтенбергского и своего старого соратника И. А. Добрынского в Новочеркасск, к донскому атаману П. Н. Краснову, где они предъявили ему ноту фельдмаршала Эйхгорна, командующего германскими войсками на Украине, о желательности скорейшего образования Юго-Восточного союза и поддержке немецких частей против войск Антанты.
Летом 1918 года на Дону бежавшие из большевистского Нижнего Поволжья под крыло старшего войска астраханские офицеры, чиновники и казаки во главе с и.о. войскового атамана нойоном Данзаном Тундутовым предприняли попытку воссоздания войсковых структур и воинских частей Астраханского войска. Важной предпосылкой к этому стало то, что на территорию Донского войска откочевала значительная часть астраханских калмыков. Опираясь на помощь донского атамана П. Н. Краснова, немецкого Генштаба, киевских монархических организаций, гетмана П. П. Скоропадского, с которыми он вошел в соглашение, Данзан Тундутов сформировал фактически новое единое казачье-калмыцкое Астраханское войсковое правительство (председатель - Б. Э. Криштафович), войсковой штаб (начштаба - Г. В. Рябов-Решетин) и приступил к формированию монархической Астраханской армии под командованием генерал-лейтенанта А. А. Павлова.
В январе 1919 года в Ростове-на-Дону состоялось расширенное заседание астраханского правительства, на котором Тундутов, дискредитировавший себя сотрудничеством с немцами, был лишен атаманского звания и отстранен от дел. Исполняюшим обязанности войскового атамана стал сторонник А. И. Деникина, председатель астраханского Круга и правительства Н. В. Ляхов. 8 февраля 1919 года Данзан Тундутов подал в отставку.
В сентябре 1919 года, вновь объявившись в калмыцких степях, Тундутов выступил с программой расторжения договора с астраханскими казаками и образования из калмыков особого Волжского казачьего войска, призывал к свержению прежнего руководства как дискредитировавшего себя политикой и не отвечающего интересам калмыцкого народа. Выступления Тундутова способствовали обострению внутрикалмыцкого конфликта. Сторонники С. Б. Баянова развернули кампанию в поддержку союза с казаками и продолжения борьбы под лозунгами "неделимой России". Назревала необходимость созыва калмыцкого съезда, основанием для этого стала информация о гибели в начале октября астраханского войскового атамана И. А. Бирюкова. Решающим фактором в этом споре стала поддержка Деникина. В октябре 1919 года на калмыцком съезде в Элисте Тундутов потерпел поражение. Тундутов и Очиров были вновь высланы Деникиным с территории, занимаемой ВСЮР.
Тундутов эмигрировал в Европу, где скитался по лагерям беженцев. В ноябре 1922 года он вернулся в Россию и был арестован Восточным отделом ГПУ и после 17 дней заключения был освобожден. Он пытался устроиться на службу в РККА, но не получил разрешения Особого отдела ГПУ. Затем подавал рапорт генералу А. А. Брусилову, переданный затем Л. Д. Троцкому. В рапорте излагались положение эмиграции за границей и проект реэвакуации всех бывших чинов Белой армии в Россию.
14 апреля 1923 года Данзан Тундутов был снова арестован. Постановлением судебного заседания Коллегии ГПУ от 2 августа 1923 года он был приговорен к расстрелу и 7 августа 1923 года расстрелян. После этого его жена Ксения Александровна (урожденная Бригер) вместе сыном Николаем вернулась в Германию.
7 августа 1923 года по постановлению судебного заседания Коллегии ГПУ от 2 августа 1923 года Данзан Тундутов был расстрелян и тайно захоронен на территории Яузской больницы.
Заключением Генеральной прокуратуры от 13 марта 1993 года на основании закона РСФСР от 18 октября 1991 года Данзан Тундутов был полностью реабилитирован за отсутствием состава преступления.