Православная общественность Киева во время патриотического шествия в честь Дня Победы обратилась к правительству страны с просьбой не выделять средства на сооружение памятника гетману Ивану Мазепе.
"Участники шествия не только почтили память павших героев Великой Отечественной войны, но и традиционно выступили против искажения исторической памяти нашего народа и кощунственного навязывания в качестве примера таких одиозных личностей, как гетман Мазепа", - рассказали сегодня порталу "Интерфакс-Религия" в организации "Православный выбор", организовавшей акцию.
Послание православной общественности против памятника "анафематствованному за тяжкие грехи гетману Мазепе" было передано непосредственно представителю кабинета министров Украины возле правительственного здания в центре города.
Кроме того, в рамках акции было проведено молитвенное стояние у здания киевского горсовета, в ходе которого были переданы обращения к мэру и руководителям депутатских фракций.
"В этих обращениях участники православно-патриотического шествия вновь потребовали убрать из названия улицы, на которой находится Киево-Печерская лавра, имя иуды-Мазепы и тем более не допустить установления памятника на площади Славы этому клятвопреступнику и предателю", - заявил собеседник агентства.
Гетман Мазепа в 1708 году был предан анафеме Православной церковью за нарушение данной на Евангелии присяги на верность русскому царю, а также за то, что по его вине были осквернены православные храмы - шведскими солдатами, допущенными Мазепой в пределы Южной Руси.
Между тем, по мнению профессора Московской духовной академии протодиакона Андрея Кураева, в современных условиях снятие анафемы с гетмана Ивана Мазепы стало бы шагом к канонизации клятвопреступления и предательства.
"Не обязательно жить на Украине для того, чтобы понять, что вирус тотального, многократного взаимного предательства пронизал весь политикум современной Украины. Бесконечные однодневные сговоры, тут же распадающиеся коалиции... В этих условиях заводить речь о том, что Мазепа - это нормальный политик и нормальный христианин (а некоторые ведь даже хотят его уже и канонизировать, есть такие горячие головы в украинской жизни), подобные разговоры будут означать канонизацию клятвопреступления и предательства", - заявил Андрей Кураев порталу "Интерфакс-Религия".
По мнению богослова, когда речь идет о такого рода решениях, как снятие анафемы с Мазепы, то важно обращать внимание не только на те или иные обстоятельства минувших столетий, но и на то, как это будет пережито сегодняшним человеком.
"Я не думаю, что для современной Украины в ее нынешнем состоянии это будет фактором, оздоровляющим ее внутреннюю жизнь. Поэтому сначала нужно все-таки попробовать воспитать поколение, которое ценит данное слово, благоговейно относится к данной клятве, присяге, а потому уже можно будет с этим честным поколением обсуждать, какую дать оценку поступку бывшего гетмана Мазепы", - убежден протодиакон Кураев.
Заведующий отделом Украины Института стран СНГ Кирилл Фролов считает, со своей стороны, что "разговор о снятии анафемы с Мазепы является фактором раскола Украины".
Так он прокомментировал результаты опроса, проведенного в апреле социологическим центром "Research & Branding Group" среди 2078 человек в 24 областях Украины и в Крыму.
Согласно исследованию, украинское общество фактически разделилось пополам в вопросе о том, является ли Мазепа героем, боровшимся за независимую Украину (так полагают 29,8% респондентов, из которых 55,9% живут на западе, 29,3% - в центре, 17,4% - на юго-востоке страны), либо предателем, перешедшим на сторону врага (28% человек, из которых 11,1% представляют запад, 19,4% - центр, 41,5% - юго-восток). Затруднились высказаться на эту тему 36,2%.
Примерно та же ситуация и в вопросе об отношении к героизации гетмана со стороны официальной власти. Полностью одобряют ее 12,2% украинцев (24,2% на западе, 12,8% в центре, 6% на юго-востоке), скорее одобряют, чем не одобряют 14,2% (примерно то же соотношение по регионам), полностью не одобряют 19,1% респондентов (5,7% на западе, 11,1% в центре, 30,6% на юго-востоке), скорее не одобряют, чем одобряют 9,9% (5,5% на западе, 8,3% в центре, 13% на юго-востоке). Затруднились ответить 21,5%.
При этом 34,3% украинцев воевали бы в Полтавской битве на стороне Петра I (12,1% на западе, 24% в центре, 51,6% на юго-востоке), 19,2% - на стороне Мазепы (41,2% на западе, 21,6% в центре, 7,1% на юго-востоке), всего 1,7% - на стороне Карла XII, наблюдали бы за битвой со стороны 18,8%, затруднились ответить 20,4%.
Комментируя эти данные, Кирилл Фролов обратил внимание на то, что все города-"миллионники" на Украине, кроме Киева, находятся на юго-востоке, причем "эти города - центры образования, культуры, промышленности, интеллектуальные центры", где "доминирует Украинская православная церковь Московского Патриархата" (УПЦ МП).
Для эксперта явилось неожиданным то, что на западе Украины попытки властей героизировать Мазепу полностью одобряют только 24% опрошенных.
"И такие неутешительные для себя результаты "мазепинцы" получили в условиях, когда им принадлежит вся идеологическая, информационная и образовательная машина украинского государства!" - заявил собеседник агентства.
Таким образом, продолжил он, "проект реабилитации Мазепы, в том числе снятия с него анафемы, навязан Церкви президентской властью Ющенко, политика крайне непопулярного, уходящего".
На протяжении последних нескольких лет в рамках так называемой суверенизации истории президент Ющенко неоднократно предпринимал шаги, направленные на реабилитацию Мазепы и превращение его в национального героя.
На днях глава Отдела внешних церковных связей УПЦ МП архимандрит Кирилл (Говорун) заявил порталу "Интерфакс-Религия" о том, что отмена решения об отлучении от Церкви гетмана Мазепы теоретически возможна, поскольку оно носило сугубо политическую подоплеку и не имело оснований с церковной точки зрения.
"Причиной для анафемы стала не политическая измена, по крайней мере, в киевской анафеме она не фигурирует. Ему вменялось в вину то, что он вступил в альянс с лютеранином и передавал православные храмы на территории Украины католикам, лютеранам и так далее. Этих фактов историки не находят, такого не было", - приводит слова священника NEWSru.ua.
Он отметил, что в деятельности Мазепы было множество аспектов, в том числе церковный и политический, и оценивать их с одной позиции достаточно сложно. В церковном аспекте, говорит отец Кирилл, нет ничего такого, за что гетмана можно было бы осудить.
По его словам, гетман построил "огромное количество храмов на территории Украины, причём это делалось в то время, когда при Петре I храмы и монастыри закрывались и церковь проходила так называемую секуляризацию и понижение в статусе".
Архимандрит также заявил, что оценка политической деятельности Мазепы не является задачей церкви, "поскольку задача церкви - оценивать человека, его поступки, которые он делает относительно нее (Церкви. - Прим. ред.)".
"Мазепа предал Петра, нарушил клятву, этот факт был, он достоин порицания, потому что клятва приносилась на Евангелии и на кресте, но все-таки этот политический поступок Мазепы должны оценивать политики, историки, но не думаю, что в этом должна принимать участие церковь", - считает он.
Священник напомнил, что ранее Синод УПЦ МП организовал специальную комиссию, которая должна изучить проблему анафемы Мазепы и представить свое мнение по этому поводу. По его словам, каким будет вывод комиссии и когда она завершит свою работу, сказать сложно.
Священнослужитель подчеркнул, что вопрос об анафеме Мазепы "исторически возникал снова и снова и еще не закрыт". Эту тему активно обсуждали в начале XX века: тогда, как отметил архимандрит Кирилл, митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий), "скорее украинофоб, чем украинофил", заявлял, что анафема гетмана носила политический характер.
"Вопрос существенно мифологизирован и нуждается в демифологизации, и здесь без вклада историков с украинской и российской сторон очень сложно разобраться", - добавил представитель Церкви.
Тем временем в Синодальной богословской комиссии Московского Патриархата не согласны с высказываниями представителя Украинской православной церкви архимандрита Кирилла, допустившего возможность снятия анафемы с гетмана Ивана Мазепы, сообщает канал Вести.ru.
"Анафеме Мазепа был предан действительно за союз с лютеранином, что является известным фактом, и не понимаю, как его можно отрицать, а также не за передачу храмов лютеранам, а за то, что приведенный Мазепой Карл "места святая осквернил и разорил", - это также доказанный исторический факт. Кроме того, анафема Мазепе зафиксирована в богослужебном предании церкви, которое не может быть признано ошибочным и подлежать пересмотру", - сказал член богословской комиссии, клирик Одесской епархии УПЦ МП протоиерей Андрей Новиков.
По мнению протоиерея, ссылка на отмену "анафемы на старообрядцев" как пример возможности отмены анафемы Мазепе "несостоятельна по той простой причине, что не было отмены анафем, наложенных персонально на вождей старообрядческого раскола, а были отменены клятвы на сами обряды и содержащих их". Персональные анафемы могут быть отменены только в случае покаяния преданных анафеме, а покаяния у Мазепы не было, напомнил священник.
По словам Новикова, снятие анафемы с Мазепы стало бы "автоматическим признанием принципиальной возможности погрешимости церкви и несостоятельности и других ее анафем, в частности анафемы лжепатриарху киевскому Филарету".
В апреле архимандрит Кирилл отметил, что в лоне РПЦ создана специальная комиссия, которая рассматривает данный вопрос и готова принять решение, когда утихнут политические споры вокруг гетмана Мазепы.
Ранее, напоминает NEWSru.ua президент Украины Виктор Ющенко заявил, что наступило время окончательно развеять миф об измене украинского гетмана Ивана Мазепы. "Пора окончательно развеять все мифы о якобы измене Ивана Мазепы. Иван Мазепа - не изменник, Иван Мазепа - защитник родной земли", - заявил президент в селе Мазепинцы (Киевская область) на мероприятиях по случаю 370-летия со дня рождения гетмана.