YouTube.com / Chester Ronning Centre

Решения предстоящего Всеправославного собора, который должен состояться на Крите в июне, будут иметь обязательный характер для всех поместных Церквей - в том числе и тех, кто не будет участвовать в этом мероприятии.

Об этом заявил в телефонном интервью американскому католическому сайту Crux богословский советник Константинопольского патриарха Варфоломея архидиакон Иоанн Хрисавгис.

Услышав вопрос корреспондента, состоится ли собор вообще, архидиакон выразил удивление, сказав, что он не понимает, как мог возникнуть такой вопрос. Он напомнил о последней фазе предсоборного процесса, начавшейся в 1992 году, когда патриарх Варфоломей собрал предстоятелей всех 14 автокефальных поместных Церквей. Последним важным этапом этого процесса, напомнил архидиакон, было совещание предстоятелей в январе 2016 года, на котором были одобрены основные документы собора.

На вопрос о том, изменится ли "богословский или экклезиологический статус" собора в случае неучастия в нем одной или нескольких поместных Церквей, константинопольский архидиакон категорично ответил: "Нет".

"Если одна или несколько Церквей не будет присутствовать, или откажется от участия, или не будет голосовать - все принятые решения будут все равно иметь силу и будут обязательны для всех Православных Церквей. Великий собор - превыше собора или синода каждой отдельной Церкви,… и он останется таковым даже в отсутствии одной или нескольких Церквей", - подчеркнул Иоанн Хрисавгис.

"Конечно, если кого-то не будет, мы почувствуем некий вакуум и будем очень, очень сожалеть. Думаю, это окажет влияние не только на собор, но и на ту Церковь, которая решит не принимать в нем участие... Если Церковь решит не присутствовать, думаю, это может стать причиной грустных размышлений о том, что она сама себя маргинализирует" - приводит слова архидиакона портал "Седмица.ru".

"Надо помнить о цели собора, о его задаче - это единство. Единство - задача, а не данность. Это то, к чему мы стремимся. Оно может уже присутствовать на уровне духовности, богослужений и таинств. Но сделать его видимым - это тяжелая, болезненная и медленная работа, которая займет время. Единство приходит в конце собора, а не перед его началом. Это следствие, а не условие", - сказал представитель Константинопольского патриархата. "Мы встречаемся именно потому, что у нас есть расхождения. Если бы не было расхождений, зачем бы мы собирались?" - заключил архидиакон.