Дом в польском городке Вадовице, где родился Иоанн Павел II, будет продан. И не исключено, что этот дом выкупят и подарят Польше и истории еврейские общины. Об этом сообщает сегодня итальянская La Repubblica (перевод материала на сайте InoPressa.ru)
Квартира, где 18 мая 1920 года родился Кароль Войтыла, уже превращена в музей, но продолжает принадлежать семье старых владельцев, евреям по национальности. Шаим Баламут – так звали первого хозяина дома, торговца стеклом и мотоциклами. Епископат Кракова хотел выкупить этот дом, но никак не может выполнить свое намерение из-за финансовых моментов – дом стоит очень дорого.
Рон Баламут, наследник прежнего владельца, проживает в США и хочет за домовладение миллион долларов. По меньшей мере, так пишет польская Gazeta Wyborcza, ставя в тупик представителя муниципалитета Вадовице Станислава Котарбу, который привык к сделкам в злотых. Сколько бы это ни было в злотых, епископат Кракова не располагает такой большой суммой. Жестокая шутка судьбы, потому что возглавляет епископат преданнейший секретарь Иоанна Павла II монсеньор Дживич.
Но вот сюрприз. Тадеуш Якубович, председатель еврейской общины Кракова, выдвинул предложение, чтобы международные еврейские организации приобрели это здание, чтобы передать его в управление городу, где родился понтифик. "Польский Папа, – заявил Якубович, – сделал очень много для евреев, и именно таким образом мы можем продемонстрировать ему нашу благодарность".
Вот так, даже после смерти, судьба Войтылы продолжает загадочным образом пересекаться с историей народа Авраама. Со времен апостола Петра не было ни одного понтифика, который так тесно сосуществовал с евреями. Иржи Клюгер, товарищ из еврейской школы, с которым они вместе играли и участвовали в волейбольных матчах, назвал красивым жестом призыв своих единоверцев из Кракова. И он нисколько не удивился. "Папа Войтыла, – рассказывает он, – был чрезвычайно убедительным в своих выступлениях против антисемитизма: его высказывания отличались ясностью и решительностью, ни один другой представитель Католической церкви не делал таких заявлений". И еще, сегодня, даже после его смерти "мне приходят письма от евреев, полные восхищением этим Папой, письма на разных языках, порой мне неизвестных", – говорит Клюгер.
Это – знак совершенно особых отношений, которые были у Войтылы с иудаизмом. Холокост произвел на него сильнейшее впечатление. В ходе своего первого официального визита в Польшу в качестве Папы Римского в 1979 году он посетил концентрационный лагерь Освенцим. Он первым из понтификов пересек порог синагоги в Риме, назвав евреев "старшими братьями". И именно ему принадлежит решение об установлении дипломатических отношений между Священным Престолом и Израилем.
В 2000 году Папа Иоанн Павел II направился на Святую землю, в Иерусалим, где, дойдя нетвердой походкой до Стены плача, он положил в щель древнейшей стены послание с "покаянием" за грехи антисемитизма, совершенные христианами.
Философ Станислав Григель, интеллектуал, поддерживавший тесные отношения с Войтылой, увидел в щедром предложении еврейской общины Кракова особый знак, отражение сильных связей между еврейской культурой и польской историей, которые проявляются на протяжении веков. Григель, будучи католиком, выражает и религиозные чувства: "Бог, которому молился Иоанн Павел II, – единый Бог, в которого верим мы и они!"
Дом с несколькими комнатами, анфиладой переходящими одна в другую, станет последним знаком в диалоге между Войтылой и его "старшими братьями".