НГ-Религии

Газета "НГ-Религии" опубликовала сегодня интервью с Главным раввином Москвы, председателем раввинского суда СНГ Пинхасом Гольдшмидтом. Как отмечается в публикации, его вторая должность с точки зрения иудейской традиции имеет особое значение. Без раввинского суда ("бейт-дин" на иврите) не обходится ни одна община в мире, поскольку только религиозный суд авторитетных раввинов имеет право узаконивать некоторые важные в духовном смысле процедуры.

- Чем занимаются раввины
- Чем занимается раввинский суд
- В какой из раввинских судов пойти несведущему
- Высокая плата - гарантия качества. Сколько стоит еврейский развод
- Может ли раввинский суд приговорить к тридцати девяти ударам палками
- Проблема с назореями
- Раввины в своих высказываниях должны быть осторожны

Пинхас Гольдшмидт родился в Швейцарии, а образование получил в США и Израиле. В 1988 году, еще будучи раввином в городе Назарет, он получил приглашение приехать в Москву, сначала в качестве лектора Института изучения иудаизма при АН СССР, возглавляемого раввином Адином Штейнзальцем. В 1989 году по приглашению Главного раввина России Адольфа Шаевича он возглавил раввинский суд СССР, а с 1993 года занял должность Главного раввина Москвы.

Чем занимаются раввины

По словам Гольдшмидта, раввин в странах СНГ занимается не только духовными вопросами, но и организацией общины, созданием ее "с нуля" и дальнейшим обеспечением ее финансовой поддержкой. "Возможно, через 20-30 лет это будет по-другому, но сегодня это так. В других странах, где веками существует еврейская религиозная жизнь и ее история не прерывалась, как в России, общины нанимают раввинов. Здесь же все наоборот - раввин приезжает "на пепелище" и заново собирает общину. Зато и ответственность, и полномочия раввина в странах СНГ шире, чем на Западе", - рассказывает Гольдшмидт.

По его мнению, в среде российского еврейства за последние годы произошли большие изменения.

"В 1990-е годы, когда российских евреев объединяло желание выехать на Запад и еврейство интересовало многих именно в этом качестве, Московская хоральная синагога была эдаким сервис-центром по помощи в организации эмиграции. Тогда уж точно она не была еще общиной. Основной задачей раввинского суда стало подтверждение еврейства тех, кто желал выехать из страны. Сегодня мы живем в других условиях. Проблема эмиграции перестала быть определяющей для российского еврейства. Евреи строят свою судьбу в Москве, в России. Люди хотят собираться для совершения праздничных и будничных богослужений, да и просто общаться друг с другом, в конце концов. Сейчас уже можно говорить о существовании еврейских общин в России в том же примерно виде, в каком они существуют в любой другой стране", - отмечает Главный раввин Москвы.

Религиозная община, считает он, должна обеспечить религиозные потребности верующих: обрезание, обряд совершеннолетия, еврейское образование, от детского сада до ешивы, социальное обеспечение. Здесь тоже налицо большие изменения.

"Раньше все организации, которые занимались социальной работой, поддержкой малоимущих прихожан, финансировались зарубежными благотворительными фондами. Теперь же частично эти расходы взяли на себя российские спонсоры. Большинство еврейских общин в наши дни живет в числе прочего на средства своих прихожан", - сказал Гольдшмидт.

В то же время, убежден он, без помощи раввинов-иностранцев и финансовой подпитки из международных благотворительных фондов на сегодняшний день российская община существовать не сможет. Может быть, такой уровень самостоятельности будет достигнут через 20-30 лет, но пока этого нет. Пока что большинство иудейских общин России не может создать систему подготовки раввинов должного уровня. "Как больница не может функционировать без хирургов, так и иудейская община не может существовать без тех людей, которых мы между собой называем "профессиональными евреями": специалистов по кошерному питанию (шойхетов), специалистов-медиков, делающих обрезание мальчикам (моэлей), религиозных судей, преподавателей традиции и так далее. Система подготовки таких специалистов уже появилась в России, еврейские духовные учебные заведения даже поставляют религиозных лидеров в русскоязычные общины Германии и США. Но эта система пока не может обеспечить подготовку кадров самого высокого уровня. Несмотря на то что российские евреи уже испытывают потребность жить общинной жизнью, но обеспечить ее полное соответствие иудейской традиции могут только раввины, подготовленные в лучших ешивах Израиля и других стран, где высок уровень еврейского духовного образования", - отметил собеседник газеты.

Однако, считает раввин, общий уровень религиозности среди евреев России растет. Об этом можно судить по тем обращениям, которые поступают в раввинский суд в связи с его компетенцией: браки, обряды совершеннолетия ("бар-мицва" для мальчиков и "бат-мицва" для девочек). Что касается более полного соблюдения религиозных предписаний, то количество следующих этому евреев, конечно же, гораздо меньше.

"По нашим подсчетам, соблюдают святость субботнего дня около тысячи московских семей, несколько большее число прихожан придерживается кашрута - диетарных установлений иудаизма. Лет десять назад люди, решившие вести религиозный образ жизни, уезжали из страны, считая, что соблюдать заповеди Торы здесь невозможно. Сегодня быть соблюдающим заповеди иудеем в Москве вполне реально", - считает Гольдшмидт.

Чем занимается раввинский суд

Отвечая на вопрос об особенностях раввинского суда и обязанностях судьи, собеседник "НГ-Религии" ответил, что существует множество вопросов, разрешить которые один раввин не может, а может только совет авторитетных священнослужителей, то есть бейт-дин.

К таким вопросам относятся религиозный развод, гиюр - обращение в иудаизм неевреев. В последнее время это стало не столь актуально, но в 90-е годы раввины, по словам Гольдшмидта, день и ночь занимались подтверждением национальности тех, кто в советское время был вынужден скрывать свое еврейство.

Обычный раввин получает смиху - признание его в этом духовном звании (слово "смиха" переводится с иврита как "рукоположение", и когда-то в раввины действительно посвящали, возлагая руки на голову кандидата. - Прим. ред.). Это посвящение имеет статус "йоре-йоре", дающий право преподавать иудейскую традицию. Членом бейт-дина может стать раввин со статусом "йодин-йодин". Раввинский суд является высшим авторитетом для общины в области Галахи - религиозно-правовой системы иудаизма.

Вновь создаваемый бейт-дин должен быть признан уже существующим раввинским судом. Любые решения раввинского суда в Москве должны признаваться еврейскими общинами в Израиле и других странах. Когда в конце 1980-х годов мы начали деятельность по созданию раввинского суда СНГ, мы получили поддержку тогдашнего Главного раввина Израиля Авраама Шапиро. Сегодня центр еврейской духовной жизни находится в Израиле, подчеркнул Гольдшмидт.

Подчиненность судов неформальна. Все раввинские суды связаны друг с другом и должны признавать решения друг друга, пояснил Гольдшмидт.

"Представьте себе, что в каком-нибудь суде оформлено обращение человека в иудаизм. Теперь все евреи во всем мире должны признавать его единоверцем, а иначе исчезнет целостность иудейской общности. Все наши решения признаются главным раввинатом Израиля, и это очень важно. Что касается ультраортодоксальных групп, то, во-первых, они составляют меньшинство в еврейском мире, а во-вторых, я не думаю, что в их среде актуально такое явление, как гиюр. Они живут в добровольном гетто, скрупулезно соблюдая все предписания иудаизма и не вступая в браки с иноверцами. Гиюр сегодня, как правило, - результат ассимиляции и смешанных браков. Часто человек, у которого только отец еврей (согласно иудейской традиции, религиозная принадлежность передается по женской линии. - Прим. ред.), желает принять иудаизм в полной мере и проходит обряд обращения в эту религию", - рассказал Гольдшмидт.

В какой из раввинских судов пойти несведущему

Как известно, в Москве существует два раввинских суда. Суд под руководством Гольдшмидта находится в Московской хоральной синагоге. Другой бейт-дин относится к Федерации еврейских общин России в Марьиной Роще. На вопрос о том, какой из судов выбрать несведущему в сложившейся ситуации человеку, Гольдшмидт ответил, что принято обращаться в тот раввинский суд, который относится к общине, которую посещает верующий. Люди же, не посещающие синагогу вообще, а только желающие совершить тот или иной обряд, по словам Главного раввина Москвы, "относятся к синагоге как к сервис-центру. В таком случае они обращаются к интернету и выбирают то место, где могут получить подходящее для себя "обслуживание".

Высокая плата - гарантия качества. Сколько стоит еврейский развод

От газеты Гольдшмидт узнал, что за развод в синагоге Марьиной Рощи надо заплатить вдвое меньше, чем в Московской хоральной синагоге, где узаконенное расставание с партнером стоит 400 долларов.

По словам собеседника "НГ-Религии", в Московской хоральной синагоге делают скидку тем, кто не может заплатить такую сумму. В Германии, отметил раввин, еврейский развод стоит 1000 евро, в Швейцарии не меньше.

В Марьиной Роще, считает Гольдшмидт, создана новая структура.

"Они хотят конкурировать и сбивают цену. Для потребителя в условиях конкуренции всегда есть выбор приоритета: меньше платить или получить услугу лучшего качества. В данном случае гарантия качества - двадцатилетняя история существования нашего раввинского суда", - убежден он.

Может ли раввинский суд приговорить к тридцати девяти ударам палками

Интерес газеты вызвал вопрос о пределах полномочий бейт-дина в светском государстве и, в частности, о том, может ли, например, раввинский суд приговорить прихожанина за нарушение религиозных установлений к телесным наказаниям. Известно, что в библейские времена иудейская правовая система подразумевала за ряд религиозных преступлений наказание тридцатью девятью ударами палками (на иврите это называется "макот"). По словам Гольдшмидта, подобные наказания в еврейской юриспруденции отсутствуют уже две тысячи лет, с тех пор как ликвидирован Великий Синедрион. Даже статус "йодин-йодин" не дает право принимать такие решения. Раввинские суды нашего времени не имеют права даже заниматься такими вопросами. Эти полномочия были прерваны римскими завоевателями Иудеи две тысячи лет назад. В XVI-XVII веках, когда еврейские общины в Европе имели Ваад - юридическую автономию, подобные наказания могли иметь место, но по ограниченному кругу преступлений: доносительство, неуплата налогов и другие. Но и эта система рухнула с предоставлением евреям равноправия в европейских странах в Новое время. В настоящее время раввинский суд - добровольное объединение. Все стороны должны быть согласны на арбитраж раввинского суда. Суд может наказывать только тогда, когда есть система исполнения наказаний. Поскольку в диаспоре еврейские общины создаются по принципу добровольного объединения, собственной системой исполнения наказаний они не располагают.

Проблема с назореями

О том, как сегодня работает раввинский суд, Гольдшмидт пояснил на примере ситуации, приключившейся в общине горских евреев, объединенных московской синагогой "Бейт-Талхум". Там возникло течение, которое можно было бы назвать еретическим, тем более что оно было осуждено раввинским судом. Часть выходцев с Кавказа объявила себя назореями, подобно библейскому Самсону-назорею. Эти люди приняли на себя особые обеты: не пить вино и не стричь волосы.

Как рассказал Гольдшмидт, к нему подошли члены этой общины, заявившие, что в их среде возникло новое движение, последователи которого не только приняли "навечно" обеты назореев ("незирут олам" на иврите), но и перестали надевать тфилин (кожаные коробочки с написанными на пергаменте фрагментами Торы, которые каждый иудей должен надевать ежедневно, кроме субботы и праздников. Другое название "филактерии". - Прим. ред.). Было сказано, что это решение они приняли на основании книги раввина Гавриэля Давидова, который служил в синагоге "Бейт-Талхум". В этой книге ее автор приводит несколько фрагментов из сочинений средневекового сефардского каббалиста Моше Кордоверо и других каббалистов, где говорится, что любой человек обязан стать назореем.

Раввин Давидов собирал вокруг себя все больше единомышленников. Между тем "незирут" вообще невозможен вне Земли Израиля. Об этом, как отметил собеседник "НГ-Религии", писал один из авторитетнейших законоучителей иудаизма Моисей Маймонид. Чтобы выйти из состояния "незирута", необходим Иерусалимский Храм, который был разрушен в 70-м году нашей эры римлянами. Так что современный "назорей" остается в этом состоянии навсегда.

"Я написал письмо в Израиль раввину Овадии Йосефу, величайшему духовному авторитету современности для сефардов. Раввин Йосеф подтвердил мое мнение, что это новое течение противоречит законам иудаизма. Он предписал каждому последователю этого учения прийти в раввинский суд и официально снять состояние назорея. О популярности этого движения говорит то, что, когда я объяснял его неправоту, послушать меня пришли несколько тысяч человек. Но в конце концов после действий нашего раввинского суда движение сошло на нет", - заключил Гольдшмидт.

- Раввины в своих высказываниях должны быть осторожны

На вопрос о книге, написанной радикальным раввин одного из поселений Западного берега реки Иордан Ицхаком Шапиро, который рассуждает о том, в каких случаях позволяется убивать неевреев, в том числе маленьких детей, Гольдшмидт сказал, что на проповеди раввинов в Израиле собираются тысячи людей. Среди них могут найтись несколько душевнобольных фанатиков. Поэтому израильские раввины должны с особой осторожностью следить за каждым своим словом.

Книга Ицхака Шапиро, по оценке Гольдшмидта, очень опасна. Опасна именно подобная интерпретация старинных религиозных текстов, не учитывающая современных реалий и представлений о сосуществовании народов и религий. Проблема в том, считает он, что сегодня в еврейском мире отсутствует единый духовный авторитет. Всегда находятся радикальные раввины, которые посредством современных коммуникаций имеют возможность широко распространять свои крайне консервативные и экстремистские идеи. Именно это информационное поле, насыщенное экстремистскими религиозными идеями, сподвигло Игаля Амира на убийство премьер-министра Израиля Ицхака Рабина в 1995 году.

Касаясь вопроса о том, может ли религиозная община участвовать в политике светского государства и как определить пределы влияния религии на общество и государство, Главный раввин Москвы отметил, что евреи в российской политике участвуют на разных уровнях, поскольку в демократическом обществе это возможно. Однако среди этих политиков он не знает ни одного именно религиозного еврея.

"Что касается избирателей, то и их религиозность имеет гораздо меньшее значение, чем национальное самосознание. Евреи в странах СНГ часто голосуют за того или иного политика или партию исходя из того, как они относятся к еврейскому народу и антисемитизму. Но существует множество точек соприкосновения и взаимного интереса между религиозной общиной и государством: укрепление семьи, борьба с наркоманией, экстремизмом и другими социальными пороками", - сказал Пинхас Гольдшмидт в интервью "НГ-Религии".