Свято-Филаретовский православной-христианский институт (СФИ) принимал накануне делегацию богословского факультета Университета имени Лучиана Благи (Сибиу, Румыния).
Центральной частью визита румынских богословов в СФИ стала конференция "Наиболее распространенные искажения церковной жизни: их содержание и пути преодоления". В течение двух дней ее участники говорили о различении главного и второстепенного, незыблемого и временного в церковной жизни, ее богословском, литургическом, каноническом наследии, о новозаветных акцентах в понимании евангельских заповедей и церковных правил, сообщает Информационная служба СФИ.
"Хотелось бы поблагодарить руководство СФИ за то, что вы нам открыли не только двери, но и сердца, - сказал, приветствуя участников конференции, заместитель декана богословского факультета Университета имени Лучиана Благи профессор священник Иоанн Мирча Елчу. - Мы почувствовали здесь теплоту и гостеприимство, подтверждающие, что путь от сердца к сердцу пролегает через искренность, которая зиждется на любви".
Трудноуловимой категории церковного Предания был посвящен доклад заведующего кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ профессора Давида Гзгзяна. Он предложил посмотреть на Предание с точки зрения духовного опыта, из которого оно возникает - опыта общения между Богом и человеком, богооткровения и богопознания. Подобный взгляд помогает преодолеть представление о Предании как о фиксированном кодексе готовых форм или вероучительных формул, усвоение которых "гарантирует" обладание истиной, и увидеть его как область живых отношений с Богом, требующую от христианина постоянной открытости и духовных усилий, и как особый опыт, в который могут войти и другие люди.
Оживленное обсуждение вызвала проблема соотнесения современной церковной жизни с каноническими постановлениями, которую поставил в своем выступлении профессор церковной истории священник Николае Кифэр. Множество коллизий возникает в связи с тем, что важнейшие каноны не исполняются, а другие, нередко малозначащие или обусловленные конкретными историческими обстоятельствами, напротив, воспринимаются как нечто не только незыблемое, но и общеобязательное, единообразное.
Профессор священник Сорин Василе Добре, преподаватель церковной музыки, рассказал, как ему однажды пришлось брать у митрополита благословение на пение в опере (поскольку древнее каноническое постановление запрещает клирикам любые актерские занятия). Через некоторое время пришла резолюция от митрополита: "Пой красиво!".
Но есть и такие каноны, нарушения которых свидетельствуют об искажениях в современной практике церковной жизни. Так, например, 6-е правило IV Вселенского собора запрещает хиротонию без назначения в определенную епархию или приход - к конкретным людям (однако именно так поставляют викарных епископов). Первый проректор СФИ Дмитрий Гасак предположил, что подобные коллизии связаны с искажениями в области учения о церкви, которая стала пониматься скорее как совокупность административных территориальных единиц, чем как собрание христиан.
Вопрос о соотношении ветхозаветных и новозаветных акцентов в церковной жизни поставил в своем выступлении преподаватель христианской нравственности доктор Себастьян Молдован. Может ли быть любовь к Богу и ближнему заповедью, императивом? Отталкиваясь от евангельских притч, Себастьян Молодован показал, что Новый завет, безусловно, содержит императив, но он требует от человека уже не столько нравственных усилий, праведности, сколько способности к познанию и наследованию качеств Самого Бога. Так, умножающим таланты в известной притче (Евангелие от Матфея, глава 25, стихи 14-30) больше вверяется не потому, что они это заслужили, а потому, что проявили способность разумно (то есть подобно Создателю) распорядиться данным им, заметил профессор Молдован.
В то же время невозможно перейти на уровень новозаветных отношений с Богом "в обход" заповедей Ветхого завета, заметил ректор СФИ профессор священник Георгий Кочетков. Всякому человеку, обращающемуся ко Христу, нужна помощь Церкви, чтобы реально, а не только символически переходить от одного уровня духовной жизни к другому, и именно в этом состоит главная цель катехизации - подготовки людей к крещению и самостоятельной христианской жизни.
Одному из аспектов такой подготовки был посвящен доклад старшего преподавателя СФИ Владимира Якунцева. Опираясь на многолетний катехизаторский опыт, он рассказал о том, как можно помогать людям освобождаться от суеверий - "заменителей" христианской веры, усвоение которых не требует сердечного труда и которые нередко распространены даже среди тех, кто много лет ходит в храм.
"Два дня неспешного, вдумчивого и открытого диалога с представителями одной из крупнейших Православных церквей в мире показали, что духовное единство и соборность в православии - не только высокая идея, не только символ, но и реальность, хоть и достигаемая усилием", - прокомментировал итоги конференции ее ведущий первый проректор СФИ Дмитрий Гасак. "И это при всех, в некоторых вопросах довольно существенных, различиях исторических обстоятельств и современной церковной практики. Нечасто, увы, испытываешь такое вдохновение, да и просто духовное и интеллектуальное удовольствие от совместного труда в рамках договора о совместной деятельности", - подчеркнул он.
Во время визита в СФИ представители Университета имени Лучиана Благи также встретились с членами Ассоциации выпускников и студентов СФИ. За несколько дней, проведенных в Москве, гости из Румынии побывали в Кремле, Третьяковской галерее и Троице-Сергиевой лавре. Также они приняли участие в богослужениях в домовой институтской Свято-Филаретовской часовне, а в воскресный день сослужили на литургии в Успенском соборе Новодевичьего монастыря.
Нынешний приезд в Москву стал очередным шагом в развитии отношений между двумя богословскими школами. Год назад представители СФИ принимали участие в конференции Университета имени Лучиана Благи, посвященной памяти мученика Константина Брынковяну, а до того доктор Себастьян Молдован приезжал в СФИ для чтения лекций по биоэтике.