Reuters

Папа Франциск, совершающий апостольский визит в Латинскую Америку, открыл накануне V национальный евхаристический конгресс в Боливии. На папскую мессу в городе Сант-Крус собрались, несмотря на холод, десятки тысяч человек.

Поскольку в Боливии живет множество индейских народов (страна официально именуется "многонациональным государством"), месса совершалась на четырех основных языках Боливии: испанском, гуарани, кечуа и аймара.

В своей проповеди Папа призвал боливийцев хранить народную память, противостоять логике отторжения и развивать культуру общения и единства, сообщает "Благовест-инфо" со ссылкой на информацию, опубликованную на французской версии сайта "Радио Ватикана".

Накануне, в ходе встречи с представителями боливийских властей, понтифик призвал их заботиться о "всеобщем благе", не путая его с "благосостоянием", которое "имеет в виду исключительно материальное изобилие, способствует развитию эгоизма и... порождает такое зло, как коррупция". "Напротив, - продолжил Папа, - всеобщее благо превыше всей совокупности частных интересов, оно включает все то, что объединяет народ: общие цели, общие ценности, идеалы, которые помогают подняться выше своего индивидуального горизонта".

В контексте нынешней напряженности в отношениях Боливии с Чили из-за так называемого "морского вопроса" - в ходе Второй Тихоокеанской войны (1879-1883) Чили отняла у Боливии приморские территории, богатые месторождениями селитры - Папа коснулся и вопросов внешней политики. Он призвал решать существующие вопросы исключительно путем дипломатии. "Я и сам сейчас думаю о море", - признался понтифик.

В Санта-Крусе Папа также встретился с четырьмя тысячами боливийских священников, монашествующих, семинаристов и активных мирян.

Выслушав свидетельства ряда участников встречи, Папа призвал священнослужителей быть "благодарными свидетелями милосердия, которое преображает нас". В своей речи Франциск вспомнил евангельского персонажа Вартимея, слепого и нищего. Он сидел у дороги и просил милостыню, но тут услышал, что мимо проходит Иисус, и стал громко взывать о помощи. На эти крики можно отреагировать трояко, продолжил Папа: "Пройти мимо, сказать: "замолчи!" или же сказать: "мужайся и вставай!".

"Пройти мимо - значит, проявить безразличие, - сказал Франциск. – Это своего рода "духовность заппинга" (сознательного переключения с одного телеканала на другой, чтобы не смотреть неинтересную передачу или рекламу)". Проходя мимо, мы говорим себе, что человеческая боль - это что-то вполне нормальное, считает понтифик. Такое отношение к страданиям показывает, что "сердце человека ослеплено, замкнуто, лишено способности удивляться и, следовательно, меняться".

Второй тип реакции на крики Вартимея (сказать "замолчи!"), к сожалению, был и остается свойственен многим священникам, повторяющим одни и те же проповеди и Папам, считавшим своим долгом наказывать. Это - "реакция ворчунов", считает Франциск, отражающая "драму совести, оказавшейся в самоизоляции". Такие люди "слушают, но не слышат, смотрят, но не видят".

Настоящий христианин должен не проходить мимо страдающего и не заставлять его молчать, а - подобно Господу - остановиться и постараться помочь, убежден Папа Франциск.

Вечером 9 июля в Санта-Крусе Папа принял участие в закрытии всемирной встречи народных движений. Организованная при участии папского совета "Справедливость и мир" и папской академии общественных наук, она собрала представителей профсоюзов, объединений крестьян, коренных народов, рабочих - в том числе не имеющих постоянной работы, - мигрантов. На форуме обсуждалось пять основных тем: жилье, работа, насилие, земля и климат.

В своей заключительной речи Франциск подверг резкой критике систему, которая господствует сегодня в мире. "Признаем ли мы, что дела в мире обстоят нехорошо, когда столько крестьян не имеют земли, столько семей - крыши над головой, столько рабочих - основных прав, когда унижено достоинство стольких людей? - задался риторическим вопросом Папа. - Признаем ли мы, что дела обстоят нехорошо, когда в мире пылает столько бессмысленных войн, когда братоубийственное насилие охватывает наши кварталы? Признаем ли мы, что дела обстоят нехорошо, когда земля, вода, воздух и все творение находятся в постоянной опасности?.. Давайте скажем себе без страха: нам нужны перемены, и мы желаем этих перемен... Невозможно впредь терпеть нынешнюю систему, сама земля не выносит ее". Нынешнюю "глобализацию исключения и безразличия" Папа призвал заменить "глобализацией надежды".

"Вы - сеятели перемен, - сказал понтифик представителям народных движений. - Вы, самые скромные, эксплуатируемые, бедные и исключенные из общества - вы можете сделать и делаете очень много. Дерзну сказать, что будущее человечества в значительной степени находится в ваших руках. Не надо себя недооценивать!"

В своей речи Папа Франциск также попросил прощения у индейских народов Америки за то зло, которое причинила им Церковь во время евангелизации континента. "Многие тяжкие грехи были совершены по отношению к коренным народам Америки во имя Бога, - признал Папа, повторяя, по сути слова, которые уже произносили ранее его предшественники. - Со смирением прошу прощения - не только за обиды, нанесенные самой Церковью, но и за все преступления против автохтонных народов, совершенные во время Конкисты".

При этом Франциск напомнил о подвиге всех тех священников, епископов, монахов и монахинь, "которые противостояли логике меча, опираясь на силу креста", и защищали индейские народы.

Возвращаясь к сегодняшней ситуации в мире, Папа признался, что у него нет конкретных рецептов по ее оздоровлению. В то же время он назвал три основных принципа, которые помогли бы улучшить положение.

"Прежде всего, нужно поставить экономику на служение народам и сказать "нет" экономике исключения и несправедливости, в которой деньги не служат людям, а царствуют... Нужно создать подлинно общинную экономику, экономику, вдохновленную христианством, гарантирующую сохранение человеческого достоинства: земля, работа и кров для всех, - подчеркнул Франциск".

"Вторая задача - объединить наши народы на пути мира и справедливости", - сказал далее Папа. Осудив "новый колониализм", который может принимать самые разные обличия - от "свободной торговли" до "жестких мер экономии", понтифик также подверг резкой критике "идеологический колониализм", заключающийся в концентрации в руках небольшой группы лиц средств массовой коммуникации, которые навязывают "идеалы потребления и культурного единообразия".

Наконец Папа вновь призвал к защите "Матери-Земли". "Наш общий дом разграблен, опустошен, осквернен, - сказал понтифик. - Проявлять трусость при защите Земли - тяжкий грех".

Форум в Санта-Крусе стал второй всемирной встречей народных движений. Первая состоялась в Ватикане в октябре 2014 года. Президент Боливии Эво Моралес присутствовал на обоих форумах.