Reuters

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в главном, Троицком соборе Русской духовной миссии в Иерусалиме, передает РИА "Новости".

Вместе с патриархом в храме, отмечающем в ноябре 140-летие освящения, отслужил архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Арндт) - наблюдающий за делами Русской духовной миссии иерарх Русской православной церкви за границей (РПЦЗ). Он принимал активное участие в восстановлении единства РПЦЗ с Церковью в Отечестве в 2007 году, разрушенного в начале 20 века в результате революции и гражданской войны в России.

"Сегодня 140-летие великого освящения этого собора. За 140 лет эти стены видели славу русского присутствия в Палестине, затем были свидетелями грозных политических событий на Ближнем Востоке, свидетелями опустения Русской Палестины... В послереволюционные годы труд сохранения Русской Палестины приняла на себя русская зарубежная церковь и сохранила святыни", - сказал патриарх Кирилл.

Он призвал помнить подвиг тех, кто хранил русское духовное присутствие на Святой Земле.

В наши дни, по словам предстоятеля РПЦ, стена между Русью и Святой Землей, воздвигнутая после революции, рухнула - и сотни тысяч людей из России, Украины, Белоруссии, Молдавии и стран дальнего зарубежья, духовно связанные с Русской Церковью, снова прибывают в Иерусалим. На патриаршие богослужения в субботу в Троицком храме пришли сотни русскоязычных паломников и жителей Иерусалима.

Начальник Русской духовной миссии, архимандрит Исидор на память о богослужении передал патриарху архиерейское облачение. Патриарх подарил ему крест и передал Троицкому собору историческое Евангелие, которое некогда находилось на престоле храма Русской миссии в Иерусалиме, а потом оказалось в России. Предстоятель также подарил храму икону Спаса Нерукотворного, а всем пришедшим на службу воздал небольшие одноименные образа.

Русская духовная миссия была утверждена указом Николая Первого в 1847 году. Период с 1865 по 1894 год, когда начальником миссии был архимандрит Антонин (Капустин) считается "золотым веком" миссии и временем создания Русской Палестины. Тогда были приобретены участки земли в важнейших библейских местах: в Хевроне (с дубом Мамврийским), на Иелионе (у места Вознесения), в селении Эйн и Карем, В Иерихоне, Яффе, Бейт-Джале, Филоане, Тиверии, Анате.

С началом Первой мировой войны сотрудники миссии переехали в Александрию. В 1919 году вернулись в Иерусалим, но связь с Россией была уже прервана, и миссия вошла в подчинение РПЦЗ. В 1945 году во время визита патриарха Алексия Первого миссия вернулась в подчинение Московского патриархата. В 1964 году по так называемой "апельсиновой сделке" СССР продал большую часть русского подворья государству Израиль.

Возрождение русского паломничества и масштабные реставрационные работы начались с визитом патриарха Алексия Второго в 1991 году. В 1997 году Палестинская национальная администрация (ПНА) передала монастырь в Хевроне, в 2000 году - подворье в Иерихоне, в Вифлееме была построена паломническая гостиница. В 2004 году возобновилось строительство собора Всех Святых в земле российской просиявших на территории Горненского монастыря в Иерусалиме. В 2007 году Иордания передала России участок земли на месте крещения Господня, а в июне 2012 года возле этого места на реке Иордан был открыт Странноприимный дом.

В настоящее время в состав Русской духовной миссии входят пять подворий, два монастыря, два участка с паломническими гостиницами, общее число людей, входящих в состав миссии, составляет около 100 человек.

Патриарх Кирилл вместе с патриархом Феофилом совершили ночную службу в храме Гроб Господня

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и патриарх Иерусалимский Феофил в воскресенье совершили ночную литургию в Иерусалимском храме Воскресения Христова (храме Гроба Господня) - на плите Гроба Господня, где по церковному преданию покоилось тело Христа от погребения до воскрешения.

Богослужение началось около полуночи по местному времени и длилось более трех часов.

Песнопения звучали на греческом и церковнославянском языках. Наряду с греческим хором пел хор московского Сретенского монастыря, сопровождающий патриарха Кирилла в поездке по Святой земле.

Несмотря на ночное время богослужения, храм заполнили несколько тысяч паломников, преимущественно русскоязычных.

Предстоятели обеих церквей помолились об упокоении новопреставленного патриарха Болгарского Максима. Также помянули императоров и патриархов, внесших особый вклад в строительство и благоустройство храма Гроба Господня в разные века, в том числе российского императора Николая Павловича.

"Посещая в эти дни матерь Церквей - церковь града Иерусалима, мы воздаем должное многовековому подвигу непрестанной молитвы у величайших святынь христианского мира и их хранения. Великое множество паломников, стекающихся сюда со всех сторон света, - свидетельство того, что весть о воскресении Христовом, исшедшая из Иерусалима и пронесенная апостолами по всей земле, не угасла и жива по сей день", - сказал патриарх Кирилл.

По его словам, Русская православная церковь многим обязана Иерусалиму, куда издревле устремлялись многочисленные русские паломники.

От Иерусалимской церкви Русская церковь приняла богослужебный устав, а также многие храмы Руси построены по образцу святынь палестинской земли.

"Во имя того, чтобы этот храм Воскресения и другие святыни Палестины сохранялись в ведении православного патриарха Иерусалима, отдавали свои лепты русские жертвователи, проливали свою кровь русские воины, ценой жизни засвидетельствовали ту любовь, которая нас издревле связывает", - подчеркнул патриарх Кирилл.

Он поблагодарил патриарха Феофила за приглашение, возможность поклониться иерусалимским святыням, общую молитву, имеющую в христианстве особое значение, и подарил храму Гроба Господня лампаду.

Патриарх Феофил, в свою очередь, отметил важность братских отношений между православными церквями.

Храм Воскресения Христова стоит на месте, где, согласно церковному преданию, был распят, погребен, а затем воскрес Иисус Христос. Церковь на этом месте была заложена святой старицей Еленой и освящена в присутствии ее сына императора Константина в 4-м веке. Впоследствии храм неоднократно разрушался и перестраивался.

В 12-м веке крестоносцы построили церковь в романском стиле, ее внешний облик в целом сохраняется до наших дней.