Патриарх Московский и всея Руси Алексий II дал интервью итальянской газете Corriere della Sera. Сегодня оно было опубликовано (перевод на сайте InoPressa.ru).
Как отмечает "Интерфакс", комментируя ответы предстоятеля Русской православной церкви (РПЦ) на вопросы газеты, Алексий II высказался в пользу сближения между РПЦ и Римско-католической церквами, отметив "совпадение позиций по многим вопросам, которые стоят перед современным миром".
Патриарх выразил надежду, что будущий Папа Римский "будет способствовать развитию отношений с Русской православной церковью в позитивном направлении, проявит необходимую мудрость и такт". По его словам, это "может открыть перед нашими Церквами новую эпоху в отношениях".
Между тем, по мнению Алексия II, осложнения в отношениях между католиками и православными возникли, "когда Римско-католическую церковь возглавлял Иоанн Павел II". При этом он воздал должное личным качествам покойного понтифика, отмечает "Интерфакс".
Интервью Алексия II газете Corriere della Sera "Теперь Ватикан должен сменить политику в России" Он - глава Церкви, которая на практике помешала реализации великой мечты Иоанна Павла II побывать на христианской земле России. Но Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси, всегда был убежден, что в отношениях между двумя Престолами неправа всегда одна сторона. Не его. После смерти Папы Патриарх, которому исполнилось 76 лет и который находится на этом посту с 1990 года, согласился ответить на некоторые вопросы Corriere della Sera. - Как вы оцениваете 26 лет понтификата Иоанна Павла II? - Только история может дать полную и объективную оценку церковной деятельности Святого Отца. Его проповеди, наставления, слова не только укрепили в их вере католиков в различных концах света, но и стали свидетельством того, что исповедовать христианство в современном мире, которому пытаются навязать идеологию секуляризации, непросто. В последние дни мы видели, что на площадь Святого Петра пришло огромное множество людей, чтобы помолиться за своего пастыря и наставника. Эта молитва и любовь простых католиков - лучшая оценка, которую можно дать пасторскому служению Иоанна Павла II. - Как вы полагаете, способствовал ли Папа сближению двух Церквей? Тот факт, что он был поляком, обострил противоречия, которые до сих пор не урегулированы? - К сожалению, во взаимоотношениях между нашими Церквами существуют сложности, которые возникли в то время, когда во главе Римско-католической церкви был Иоанн Павел II. Я думаю, было бы ошибкой сводить все разногласия исключительно к личности или национальности понтифика Римской церкви. Сложные и конфликтные ситуации, о которых скорбит наша христианская паства и от которых страдает сегодня диалог между православными и католиками, имеют глубокие корни. Поэтому я считаю, что католическая сторона должна проявить волю и стремление к нелегкой и кропотливой работе, направленной на радикальное изменение своей политики в России и в других странах СНГ. - Прошло уже много лет с момента крушения коммунистического режима. Но мечта Иоанна Павла II посетить Россию и встретиться с вами так и не реализовалась. Вы сожалеете об этом? - Вызывает сожаление тот факт, что в отношениях между нашими Церквами все еще существуют серьезные проблемы. Я хочу еще раз подчеркнуть, что визиты и встречи между главами Церквей не важны как таковые. Так же как и протокольные инициативы. Напротив, эти встречи должны быть наполнены смыслом, быть символом конкретных позитивных результатов и успехов, достигнутых в отношениях между Церквами. Что касается нашего диалога с Римско-католической церковью, то пока, к сожалению, такой позитивной динамики нет. - Вас лично не расстраивает то, что вы так и не встретились с Иоанном Павлом II, как было условлено, на нейтральной территории, в Австрии в 1997 году? - Несомненно, я сожалею, что встреча в Граце не состоялась. Я должен напомнить, что это произошло из-за отказа католической стороны сохранить в проекте заранее согласованного совместного финального документа положение об осуждении прозелитизма и униатства как метода достижения христианского единства. Это лишало смысла нашу встречу, поскольку именно прозелитизм среди православного населения является одной из самых острых и скорбных проблем наших взаимных отношений, требующей скорейшего решения. - Каково ваше личное мнение о Папе как о человеке? - Я с уважением отношусь к личности покойного Папы Иоанна Павла II. Его служение на посту Святого Отца одной из самых древних и крупных Церквей проходило в суровые времена испытаний для всего христианского мира. Процессы, происходящие в Европе и мире, имеют тенденцию ставить под сомнение христианские ценности, которые многие народы чтят уже более двух тысяч лет. Усопший Папа сделал немало для того, чтобы напоминать современному европейскому обществу о его христианском происхождении. Также важно, что, несмотря на тяжелейшую болезнь, он никогда не прекращал заботиться о своих верующих до самых последних дней своей земной жизни. Такая преданность Церкви, твердая вера в Бога и забота о своих верующих достойны искреннего уважения. - Складывается впечатление, что в самое последнее время две Церкви сблизились. Вы верите в то, что можно преодолеть давние разногласия? - Взаимное сближение и даже совпадение позиций по многим вопросам, с которыми сталкивается современный мир: искусственно навязываемая секуляризация, глобальная социальная несправедливость, подрыв уважения к жизни и многое другое. Я убежден, что наше сотрудничество в этих областях должно укрепляться и развиваться. Вместе с тем, чтобы это сотрудничество было максимально эффективным, необходимо преодолеть разногласия и сложности, отягощающие наш диалог. Прежде всего, необходимо отказаться от прозелитизма. Наша Церковь, кроме того, сильно обеспокоена настойчивыми попытками украинских греко-католиков насадить униатские приходы в районах, где их никогда не было, заниматься миссионерской деятельностью среди православного населения Украины, учреждать в этой стране патриархат и перенести патриархию из Львова в Киев, где большая часть верующего населения - православные. - Что должен будет сделать Папа, которого изберет конклав? - Я искренне верю в то, что будущий Святой Отец Римско-католической церкви будет способствовать развитию отношений с Русской православной церковью в позитивном направлении, проявит необходимые мудрость и такт. Надеюсь, он будет искренне стремиться к сглаживанию всех сложностей, препятствующих улучшению наших взаимных связей. Все это может открыть перед нашими Церквами новую эпоху в отношениях. - В каком направлении продвигается Россия? Говорят о восстановлении авторитаризма. Что думает по этому поводу Православная церковь? - Два прошедших десятилетия были сложным периодом для народа России. С тоталитарным отступническим режимом было покончено, и страна избрала путь создания политического устройства, основанного на демократии. Однако нам все еще приходится преодолевать последствия безбожной эпохи и также последовавшего периода опьянения свободой, которую часто воспринимали как вседозволенность, как отсутствие любых обязательств перед обществом и близкими. Географически Россия простерлась на огромном пространстве, регионы расположены далеко друг от друга, управление ими является намного более сложным процессом, чем управление какой-нибудь небольшой европейской страной. В России бок о бок живут представители многих народов, и это также требует от политиков необычайной мудрости и такта. Мне кажется, изменения политического устройства направлены на то, чтобы создать такие светские институты власти, которые бы способствовали тому, чтобы в России появилась форма государственного строя, приемлемого для страны. Не будем забывать о том, что существует проблема безопасности, связанная с угрозой терроризма, преступностью, коррупцией. Все это требует укрепления силы власти и народа, поддержки армии и институтов, которым поручено охранять законность. Время политических трансформаций принесло с собой немалые экономические и социальные потрясения, которые очень часто не оставляют людям возможности понять, что с ними происходит, сохранять твердые моральные позиции. В этой ситуации кажется вполне законным желание народа получить определенную стабильность, которую может и должно гарантировать государство. Естественно, для Русской православной церкви самым важным является моральный компонент процесса возрождения родины. Мы не в состоянии в один миг трансформировать окружающий мир, но мы можем использовать все наши силы, чтобы утвердить людей в христианской морали, в вере в Бога, вовлечь их в жизнь Церкви.