Russian Look

Председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) протоиерей Всеволод Чаплин заявил в эфире радиостанции "Русская служба новостей", что протодиакон Андрей Кураев в своей деятельности все дальше уходит от учения Церкви.

"Пафос господина Кураева все более похож на протестантский пафос, на пафос обновленчества. То есть, на попытку поставить Церковь в зависимость от публичных процедур, от кампаний, от политтехнологий", - приводит слова представителя РПЦ портал "Интерфакс-Религия".

По мнению Всеволода Чаплина, сейчас вместо того, чтобы покаяться и измениться, Андрей Кураев идет по пути изолирования себя "в узком кругу своих последователей", становится частью группы, "которая отлична от православия, отлична от евангельского, истинного христианства, которое Православная церковь исповедует".

"Он стремительно уходит от православия, от христианства таким, каким его знает Священное Писание и Священное Предание. Шанс возвратиться, конечно, есть. Но для этого ему нужно многое пересмотреть и в собственной жизни, и в собственной позиции", - подытожил представитель Московского патриархата.

Напомним, что ранее протоиерей Всеволод Чаплин в интервью, опубликованном в газете "Вечерняя Москва", предостерег протодиакона Андрея Кураева, который инициировал публикации на тему "голубого лобби" в Церкви, от попыток оказать на нее давление.

"Кураев, очевидно, считает, что все его должны бояться. Что решения будут приниматься на основе того, что он публикует. Такая логика проскользнула в одном из интервью, когда он сказал, что умный человек не отстранил бы его от преподавания (в Московской духовной академии. - Прим. NEWSru.com), потому что он обладает мощными информационными ресурсами", - заявил Чаплин.

В этой связи глава ОВЦО подчеркнул, что "никто его не боится и бояться не будет".

"Его однообразные тексты большинство нормальных людей давно перестало читать. Он распространяет только сплетни, которые либо сам генерирует, либо откуда-то берет и тиражирует. Христос сказал, что обличение греха должно подкрепляться двумя или тремя свидетелями. Свидетель, конечно, не может быть анонимом. Если бы пришел человек в маске и принес анонимное послание, апостолы и древняя Церковь не стали бы его слушать", - отметил Чаплин.

Со своей стороны Андрей Кураев назвал беспочвенными обвинения в том, что он распространяет слухи о случаях гомосексуализма среди священнослужителей "из мести", и заявил, что даже в случае лишения сана он останется в Русской православной церкви.

"Что касается моих церковных планов, они неизменны. Я в эти дни часто повторяю строки Александра Галича: "Не волнуйтесь, я не уехал, и не надейтесь - я не уеду". То есть, даже в случае лишения сана я останусь в Русской православной церкви, и патриарха Кирилла - и сейчас, и в будущем - буду признавать своим каноническим патриархом, ни в какие расколы уходить не буду и организовывать их тем паче не собираюсь", - заявил Кураев.

Он также по-прежнему убежден, что имел право давать публичную оценку общественным и политическим событиям.

"Быть может, разочаровывая ожидания некоторых людей, говорю, что я не изменился после вчерашнего. Это значит, что я остаюсь верующим православным христианином, считаю патриарха Кирилла каноническим главой Русской православной церкви, по прежнему считаю, что "официальная позиция РПЦ" по актуально-политическим сюжетам в своей претензии на непогрешимость и внутрицерковную обязательность является богословским новоделом", - написал протодиакон в своем блоге.

Что такое обновленчество

Обновленчеством называют оппозиционное движение в русском православии, возникшее в послереволюционный период и повлекшее за собой временный раскол Русской православной церкви.

Это движение возникло весной 1922 года. Сначала оно существовало в виде реформаторских групп "Живая Церковь", "Союз церковного возрождения", "Союз общин Древлеапостольской Церкви" (СОДАЦ), "Народ и Церковь" и множества других более мелких образований такого же типа. Ими был создан общий орган руководства Церковью - Высшее церковное управление" (ВЦУ), призванное заменить патриарха.

Каждая группа разработала программу церковных преобразований, рассчитанную на радикальное обновление РПЦ. Эти программы были обсуждены на созванном обновленцами поместном соборе 1923 года, который высказался в поддержку советской власти и объявил о низложении патриарха Тихона, но санкционировал лишь частичные преобразования церковной жизни, отложив проведение основных реформ на более поздний срок. ВЦУ было преобразовано в Высший церковный совет (ВЦС). Не признавший соборных решений патриарх Тихон анафематствовал обновленцев, но они продолжали борьбу за увеличение числа своих приверженцев.

В конце 1923 года было принято решение о роспуске обновленческих групп и объединении их членов в Обновленческую церковь, которую вскоре стали называть православной. "Живая Церковь" этому решению не подчинилась и продолжала функционировать самостоятельно. На смену ВЦС пришел обновленческий синод с митрополитом во главе: до 1925 года этот пост занимал Евдоким (Мещерский), до 1930 года - Вениамин (Муратовский), а затем - Виталий (Введенский).

В 1925 году обновленцы созвали второй поместный собор, на котором рассчитывали примириться с тихоновцами, лишившимися своего лидера. Собор официально отказался от проведения реформ не только в области догматики и богослужения, но и в укладе церковной жизни. Практически это означало ликвидацию обновленчества как самостоятельного идейного течения. Неуспех обновленцев объяснялся тем, что верующие не приняли их религиозно-церковного реформаторства, усмотрев в нем "порчу православия" и отказ от "веры отцов и дедов".