Архив NEWSru.com

Как уже сообщалось, накануне в Издательском совете Московского Патриархата состоялся круглый стол, посвященный причинам, проявлениям и способам разрешения внутрицерковных конфликтов. Наиболее интересной из тем дискуссии стало присутствие представителей Русской православной церкви (РПЦ) в интернете. По словам участников круглого стола, обмен мнениями в блогосфере зачастую выливается в "свару, стеб, осмеивание церковной жизни, настоящую злобу". Нарушители правопорядка в Сети, судя по всему, будут подвергаться Церковному суду, положение о котором примет Архиерейский собор РПЦ, отмечается сегодня в материале, опубликованном газетой "Новые известия".

Рождение православного Рунета относится к 1996 году, однако благословение Патриарха Алексия II было получено годом позже, когда открылся официальный сайт Московской Патриархии. В 1998-м православный сегмент насчитывал около 150 сайтов, сегодня их более 2,5 тыс. Это бурное развитие происходило при неизменной поддержке священноначалия Церкви. Так, глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) одобрил призыв православной общественности к священникам активнее вести миссионерскую деятельность в "Живом журнале". Правда, по словам митрополита, мнение рядового священника люди готовы отождествлять с мнением всей Церкви. Посему желательно, чтобы те пастыри, которые изъявят готовность стать блоггерами, "получали бы соответствующее благословение".

Однако интернет – пространство стихийное, и сегодня перед главенством РПЦ встала задача как-то взять его под контроль. Об этом говорилось на круглом столе, прошедшем в Издательском совете. Посвящен он был причинам, проявлениям и способам разрешения внутрицерковных конфликтов. Не секрет, что эти конфликты, а зачастую самые настоящие религиозные войны разражаются именно в Сети. Наиболее жаркие вызваны были дискуссией об отказе от ИНН (что привело к созыву заседания Синодальной богословской комиссии), предложением церковных радикалов причислить к лику святых Ивана Грозного и Григория Распутина, а также прошлогодними скандальными письмами епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбана).

Какое-то время удавалось делать вид, что реальность и виртуальный мир не пересекаются. Но сегодня, когда свой сайт есть у каждой епархии и у сотен храмов, а многие священники активные авторы "ЖЖ" – среди них есть даже видный иерарх, архиепископ Петропавловский и Камчатский Игнатий (Пологрудов) – сохранять молчание непросто. Тем более что зачастую дискуссии принимают формы отнюдь не церковные.

Выступая на круглом столе, руководитель пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский признался, что видит в блогах и "ЖЖ" "некую почву, удобрение, которое рождает конфликты".

По его словам, "злоба просто разлита в этой блогосфере, где в разных видах, и скрыто, и открыто, присутствуют как минимум 500 священнослужителей... Нет никаких закрытых тем, если есть любовь к Церкви и забота о ее благе. В том, что я увидел в этой блогосфере, есть любовь к себе, к отдельным авторам, но любви к Церкви нет, – считает Владимир Вигилянский. – Главное – не потакать этому".

Прецеденты, кстати, были. В 2006 году из Сети внезапно исчез священник Александр Шрамко – самый знаменитый православный блоггер Белоруссии. Френдов (подписчиков его журнала) было около 700. Не каждый приход может похвалиться таким количеством постоянных посетителей, и вскоре начальство рекомендовало священнику Александру Шрамко (он же priestal) "сосредоточить cвои силы непосредственно на пастырстве".

Здесь, как отмечает газета, возникает вопрос: не есть ли это вмешательство в личную жизнь? Блоги, "ЖЖ" – дело частное. Однако в Церкви все зиждется на послушании, в том числе и самовольные отлучки в Сеть.

"Лучшим лекарством от конфликтов" назвал заместитель главы ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин "подлинную соборность", но не в духе лозунга "Вся власть мирянам", а в следовании принципу "Вся власть – Церкви в лице епископов". Помочь же осуществлению этого принципа, судя по всему, призвано принятие Архиерейским собором в июне этого года Положения о Церковном суде. Вот тогда-то православные реальность и виртуал пересекутся окончательно и бесповоротно.