Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, выступивший накануне на круглом столе "Исторические и духовные связи Тибета с Россией, Индией и Монголией", прошедшем в Институте востоковедения РАН, заявил, что отношения России с Далай-ламой всегда были вне политики, и сегодня их религиозно-культурный характер очень важен для жителей буддийских республик и всех интересующихся тибетским буддизмом, сообщает РИА "Новости".
"Отношениям между Россией и Его святейшеством Далай-ламой (институтом Далай-лам. - Прим. ред.) — уже много веков. Этим Россия отличается от стран Европы и Америки, которые познакомились с Далай-ламой 30-40 лет назад. <…> Очень хотелось бы донести до широкой общественности, что отношения между Россией и Его святейшеством Далай-ламой никогда не носили политического характера - это всегда были отношения религиозные и культурные", - сказал Тэло Тулку Ринпоче.
В своем докладе на тему "Далай-лама и постсоветская эра" он напомнил, что Далай-лама XIV Тензин Гьяцо ушел в отставку со всех политических постов (ранее он возглавлял тибетское правительство в изгнании. - Прим. ред.) в 2011 году, а его религиозные и культурные связи с Россией остаются прежними.
"Жители наших буддийских республик нуждаются в наставлениях Далай-ламы для возрождения буддийских практик. А Далай-лама нуждается в российских буддистах не по политическим мотивам, а потому что буддийские республики России будут продолжать и поддерживать буддийскую традицию древнего индийского университета Наланда. Именно эту традицию хранит во всей чистоте тибетское сообщество", - отметил верховный лама Калмыкии.
По его словам, ответственность за постижение и сохранение богатства буддийского знания лежит на всей России. "Ведь буддизм - одна из традиционных религий России, и мы гордимся этим", - добавил лама.
Буддизм - древнейшая мировая и одна из основных четырех традиционных религий России (признана в 1741 году указом императрицы Елизаветы Петровны). Сегодня в стране насчитывается свыше миллиона ее последователей. Наибольшая волна распространения буддизма на территории России была отмечена в XVI-XVII веках - среди калмыков, пришедших из западной Монголии через Сибирь в Поволжье, и бурят. Эти народы приняли буддизм тибетской школы Гелугпа, главой которой и является Далай-лама.
Буддисты считают Далай-ламу (в переводе - "Океан-учитель") воплощением Авалокитешвары - Будды сострадания. Далай-лама XIV (Лхамо Дхондруп, впоследствии Тэнзин Гьяцо) родился 6 июля 1935 года в деревушке Такцер на северо-востоке Тибета. В 1937 году он был признан реинкарнацией (перевоплощением) своего предшественника - Далай-ламы XIII, а в 1940 - возведен на престол. После включения Тибета в состав Китая Далай-лама XIV в 1959 году переехал в Индию, где нашел пристанище в городе Дхарамсала. Там же обосновалось "тибетское правительство в изгнании". За просветительскую деятельность в разных станах и миротворческие усилия Далай-лама удостоен в 1989 году Нобелевской премии мира.
В России Далай-лама бывал несколько раз с краткосрочными поездками, последняя (в 2004 году в Калмыкию) была однодневной. В последующие годы российские буддисты неоднократно выражали надежду в скором времени увидеть его в своих регионах с более продолжительным визитом, однако вопрос пока не удается решить, поскольку визиты духовного лидера Тибета в другие страны сопровождают ноты протеста со стороны Китая. Даже после того, как весной 2011 года Далай-лама сложил с себя политические полномочия главы "тибетского правительства в изгнании", Пекин обвиняет его в стремлении добиться отделения Тибета от КНР.