Прихожане московского православного храма Владимирской иконы Божией Матери в Южном Бутове получили в Рождественские дни замечательный подарок. В рамках рождественского праздника участники молодежной театральной студии, уже несколько лет существующей при здешней воскресной школе, показали новый спектакль "История маленькой грузинской деревни Абуделаури".
В основу пьесы лег сюжет одной английской сказки, действие которой перенесли в грузинскую деревню. А повествует она о том, о чем издревле во всем мире было принято рассказывать в дни Рождества - о добре, пришедшем в мир с Рождением Спасителя, о том, как необходимо осознать его присутствие в жизни и как важно преодолевать зло - вокруг нас и в себе самих.
Пьесу подготовила и поставила вместе со студийцами известная актриса столичного Театра имени Моссовета Марина Кондратьева, которая уже несколько лет руководит здешним молодежным театральным коллективом "Белый голубь".
Вот что она рассказала порталу NEWSru.com о новой постановке. На самом деле деревни Абуделаури на свете нет, есть озеро таким названием в горах Хевсуретии. История повествует о том, что жители деревни вели очень веселый образ жизни - так, будто новогодние праздники круглый год продолжаются. Однажды в деревню забрел усталый, голодный путник , которого они в своем веселье даже не заметили, только дети его немного подкормили. Этот путник предрек, что на деревню обрушится несчастье, но они все выживут. По сюжету на Абуделаури сошел сель, и жители в один миг остались без крова и без средств к существованию. Мы решили эту сцену с помощью огромного куска ткани, который накрыл наших актеров, и из-под которого они пытались выбраться. Сцена на самом деле получилась очень сильной, даже ком к горлу подкатывал. Потом жители деревни пытаются найти приют или хотя бы что-нибудь продать , чтобы купить хлеба. В ходе этой сцены юные артисты отправлялись в зал и пытались продать зрителям какие -то шнурочки, тряпочки - то, что после схождения селя могло остаться. Зрители очень забавно реагировали на такое взаимодействие с актерами. И вот герои спектакля оказываются в такой же ситуации, как и тот путник, которому они не оказали гостеприимства. Пережив озлобление, отчаянье и осмыслив пережитое, герои приходят к тому, что выход из этой ситуации они могут найти только через молитву. Чтение молитвы проходило под гениальную музыку композитора Гии Кончели. Во время молитвы главный герой Вахтанг получает откровение, что ему надо пойти в Тифлис, где на мосту он услышит благую весть. Вахтанг так и делает, но на мосту встречается всего лишь с семьей "грузинского олигарха Гоги ", который недоволен тем, что стояние на мосту портит семейству вид на ландшафт. Гога вызывает полицейских, которые намереваются депортировать Вахтанга из Тифлиса. На прощанье олигарх говорит Вахтангу о том, что не стоит верить всякой ерунде и рассказывает, что ему тоже снится голос, утверждающий, будто в селе Абуделаури закопан клад. Вахтанг, чудом высвобождаясь из рук полицейских, возвращается в Абуделаури, откапывает клад, восстанавливает деревню, строит храм и огромный гостеприимный дом, где, по его словам, "может отдохнуть уставший, голодный путник, да и просто одинокий человек". В финале актеры выходят в зал и угощают зрителей виноградом и яблоками.
Чудесное превращение английской сказки в пьесу, которая рассказывает не просто событиях в грузинском селе, но о вещах общечеловеческих, - заслуга Марины Кондратьевой. Пьесу в итоге написала она сама. Это, по ее словам, уже не первый опыт: предыдущие три спектакля готовились так же. "Конечно очень многое сочиняли ребята в процессе репетиций. Спектакль мы сделали где-то за месяц, это было очень непросто - ведь на другие спектакли уходило три месяца. Но наши студийцы очень талантливы, Слава Богу, они справились. Наш новый спектакль получил приглашение на участие в Сретенском театральном фестивале, так что надеюсь, что в феврале мы сможем его сыграть на профессиональной сцене", - рассказал Newsru.com актриса.
Работа студии "Белый голубь" играет в жизни прихода немалую роль. По словам настоятеля храма протоиерея Сергия Тришкина, спектакли помогают сделать более разнообразными и эмоционально насыщенными приходские праздники.
"Студия появилась одновременно с возникновением воскресной школы в 2001 году. Сначала руководили ее деятельностью просто энтузиасты из числа прихожан, но постепенно дело заглохло", - рассказал священник, добавив, что после этого приходские праздники стали гораздо скучнее - "пропала доминанта".
И вот когда среди прихожан храма появилась профессиональная актриса - Марина Кондратьева, настоятель решил возродить студию под ее руководством.
"Поначалу я очень боялась, - рассказала Марина, - ведь работа актера и режиссера - разные вещи". "К тому времени я успела побывать руководителем театрального кружка в обычной и воскресной школах. Но сравнительно быстро моя деятельность там подходила к концу, потому что просто не хватало сил продолжать начатое. Здесь же все получилось", - вспоминает она.
По ее словам, самый сложный момент - выбрать пьесу. "Очень важно, чтобы тема будущего спектакля была интересна самим ребятам. Они тогда полностью погружаются в нее", - отмечает она. Юные студийцы активно принимают участие в подготовке материала для постановки – порой оказывается, что полсценария придумали или усовершенствовали сами юные актеры.
Кстати, над сценариями много работает и настоятель храма. При этом сам отец Сергий отмечает, что его участие – это сотворчество, а вовсе не цензура.
Кстати, как рассказывает Марина Кондратьева, заслуга в том, что приходская жизнь при храме (в том числе, и творческая) стала в последние годы такой живой, принадлежит именно настоятелю. "Он обладает удивительным организационным талантом. За время его настоятельства так много сделано в разных направлениях - в делах благотворительности, в работе с молодежью, в строительстве храма! Нельзя забывать и о социальной, просветительская деятельности. И очень важно, что в приходе царит теплая, человеческая атмосфера", - подчеркнула актриса.
Под руководством Марины Кондратьевой студия "Белый голубь" поставила уже четыре спектакля. Постановки имеют успех благодаря серьезной подготовке ребят - занятия в студии ведутся по четырем традиционным направлениям: актерское мастерство, сценическая речь, танец и сценическое движение. Также студийцы имеют возможность посещать спектакли театра имени Моссовета, встречаться с актерами. Кто-то из ребят планирует избрать театр своей профессией, а несколько человек, узнав о тяготах актерской доли, об этом мечтать перестали.
"Особенность нашей театральной студии состоит в том, что веселая и увлекательная деятельность становится одновременно формой культурного общения и творческого развития молодежи, способствует получению навыков общения со сверстниками и взрослыми", - рассказывает протоиерей Сергий Тришкин.
Участие в работе студии побуждает ее юных участников к очень серьезным размышлениям о жизни и к нравственному труду.
"Я заметила, что невоцерковленным детям более свойственны гордость и тщеславие,- говорит Марина Кондратьева. - Мы тоже не без греха, но в среде православных детей такие пороки проявляются реже".
"Какие-то слова о том, что актерство противоречит вере, я последний раз слышал в конце девяностых, - отметил протоиерей Сергий Тришкин. – Слава Богу, мы вырастаем из церковного детства и начинаем обращать внимание на суть, а не на форму".
Священник поделился воспоминаниями о том, как появилось название студии "Белый голубь".
"В один из дней, когда мы размышляли над тем, как назвать нашу студию, в квартиру к ее руководительнице залетела эта самая птица. Некоторое время голубь жил в коробке на балконе, а потом улетел на волю. Белый цвет - символ чистоты, и мы хотели, чтобы спектакли несли в себе душевную чистоту, голубь - символ Святого Духа, Который животворит и наполняет Церковь, а у нас студия церковная", - рассказал священник.