Глава дипломатии Ватикана Доминик Мамберти, один из наиболее близких Папе Бенедикту XVI католических деятелей, прибывает во вторник, 15 июня, на Кубу, его визит пройдет на фоне начавшегося диалога между Католической церковью на острове и властями страны.
На Кубе Мамберти примет открытие в открывающейся в среду в Гаване Десятой католической неделе, а также выступит с лекцией в Гаванском университете. Кроме того, католический деятель встретится с представителями власти и общественности страны, сообщил РИА "Новости" руководитель пресс-службы Гаванского архиепископата Орландо Маркес.
Визит Мамберти пройдет, как отмечают наблюдатели, на фоне принесшего свои первые плоды диалога между властями Кубы и Римско-католической церковью.
Девятнадцатого мая председатель Госсовета и Совета министров Кубы Рауль Кастро провел продолжительную встречу с архиепископом Гаваны кардиналом Хайме Ортегой и председателем епископальной конференции страны Дионисио Гарсией Ибаньесом. Во встрече также приняла участие руководитель управления ЦК кубинской компартии по делам религии Каридад Диего.
По мнению местных наблюдателей, именно по результатам этой встречи кубинские власти перевели 12 заключенных, которых западные страны считают политическими, в места заключения рядом с их домами. Кроме того, по состоянию здоровья был освобожден оппозиционер Ариэль Сиглер.
Западные эксперты квалифицируют эти итоги как беспрецедентные результаты усилий Католической церкви.
Визит Мамберти также пройдет на фоне принятого в минувший понедельник решения Евросоюза отложить до сентября пересмотр так называемой "общей позиции" по Кубе, чтобы начавшийся диалог власти и кубинских католиков дал дальнейшие плоды.
По мнению Гаваны, "общая позиция" ЕС по Кубе, в рамках которой европейские страны ставят сотрудничество с островом в зависимость от политических изменений в стране, остается основным препятствием для нормализации отношений Евросоюза и Острова свободы.
"Общая позиция" была принята в 1996 году по инициативе занимавшего в то время пост главы испанского правительства Хосе Марии Аснара. Гавана неоднократно заявляла, что для этой "общей позиции" нет никаких оснований, она препятствует развитию отношений ЕС и Кубы на основе взаимного уважения и поэтому должна быть аннулирована.
По словам главы испанской дипломатии Мигеля Анхеля Моратиноса (Испания в первой половине 2010 года председательствует в ЕС), принимая во внимание начавшийся диалог между церковью и кубинскими властями, ЕС решил отложить на "разумное время" вопрос о пересмотре позиции, "чтобы понять, каковы результаты этих усилий".
Вместе с тем оптимизм Испании, выступающей за отмену "общей позиции", сталкивается с определенной холодностью других европейских стран в отношении последних событий на Кубе, в частности - Франции.
Так, официальный Париж вновь призвал кубинские власти "освободить всех заключенных", находящихся в тюрьмах "из-за своих убеждений", а освобождение Сиглера во Франции расценили как "гуманитарное решение", которое нельзя было не принять.
Риторика Вашингтона и Брюсселя в отношении Кубы - на острове эту риторику называют "медийной кампанией против Революции" - ужесточилась после того, как в феврале после 85-дневной голодовки протеста против условий содержания скончался заключенный Орландо Сапата Тамайо, которого организация "Международная амнистия" объявила "узником совести".
После смерти Сапаты сухую голодовку, которая продолжается по сегодняшний день, объявил 48-летний кубинец Гильермо Фариньяс. Среди его требований к властям: выпустить на свободу 26 больных заключенных, которых западные правозащитные организации также считают "узниками совести".
Куба не раз заявляла, что "политические", по мнению западных стран и организаций, заключенные были осуждены за деятельность в пользу иностранных государств и против независимости и конституционного строя Кубы, при этом были соблюдены все процессуальные и судебные нормы.Гавана подчеркивала, что не уступит шантажу, вызванному голодовками оппозиционеров, и называет "медийную кампанию, развязанную западными СМИ", "чудовищной дискредитацией".
Так, официальная Гавана утверждает, что скончавшийся в результате голодовки Сапата отбывал наказание за уголовные преступления, не связанные с политикой, его требования были абсурдными и невыполнимыми, но, тем не менее, ему оказывалась вся возможная медицинская помощь.
Фариньясу, объявившему голодовку после смерти Сапаты, предоставляется вся необходимая медицинская помощь, утверждает Гавана. При этом его судьба зависит только от него самого, заявляют власти.