На сайте Архангельской и Холмогорской епархии несколько дней назад появилась пространная публикация, посвященная восстановлению жизни православного прихода села Заостровье Архангельской области. В ней говорится о том, что в приходе "налаживается жизнь", "возвращаются люди, для которых Сретенский храм родной не просто с рождения, но и... по-наследству".
Однако с такой трактовкой нынешней приходской жизни согласны не все. Иной взгляд содержится в высказываниях тех верующих, которые не без основания считают себя изгнанными из родного храма. О своем уходе они рассказывают на сайте "Сретение", посвященном своему любимому приходу.
История с Заостровским приходом уже не раз освещалась в СМИ. Напомним, что до недавнего времени настоятелем Свято-Сретенского храма в этом селе являлся священник Иоанн Привалов, прослуживший там 20 лет. Минувшей зимой решением расширенного совета Архангельской и Холмогорской епархии РПЦ он был переведен "под надзор" в Свято-Ильинский кафедральный собор Архангельска.
Иоанна Привалова обвинили в том, что он - последователь учения ректора Свято-Филаретовского православно-христианского института священника Георгия Кочеткова. Переведен он был под "особое пастырское попечение" настоятеля архангельского собора с целью добиться от него "принесения покаяния в церковных нововведениях" и "ломки всего строя приходской жизни". Одним из главных обвинений было то, что богослужения совершались в храме на русском языке.
Решению епархиального совета предшествовала клеветническая кампания, развернутая на сайте "Русская народная линия" ("РНЛ"). Как отмечалось в публикации информационно-публицистического портала Архангельской области "Двинская Земля", в течение нескольких недель материалы "РНЛ" с обвинениями против Иоанна Привалова в "расколе", "ересях", "сектантстве" тиражировались СМИ с фундаменталистской направленностью.
Между тем Заостровский приход считался одним из значительных в Архангельской епархии. Свидетели и очевидцы активной приходской жизни там отмечали, что авторитетный среди населения многочисленный сельский приход сегодня - большая редкость.
"Сельский приход, в течение многих лет организующий для своих односельчан и жителей близлежащего большого города встречи с такими людьми, как артист Сергей Юрский, певица Елена Камбурова, писатель Лидия Чуковская, редактор "Вестника РХД" Никита Струве, - явление в нашей Церкви незаурядное", - так отзывалась о жизни в Заостровском храме член Воскресенского православного братства Александра Наумченко. А характеризуя священника Иоанна Привалова, она подчеркивала, что православный пастырь, "решившийся двадцать лет назад, несмотря на кляузы, угрозы и сопротивление, поставить себе правилом то, что в последние годы становится, наконец, правилом для всей нашей Церкви - не крестить людей без подготовки, - заслуживает как минимум искреннего уважения".
Сегодня же из 40 коренных жителей села на приходе осталось от силы 10-15 человек. Нет и тех 150 жителей Архангельска и Северодвинска, которые раньше были ответственными и постоянными прихожанами Заостровского храма, а теперь покинули его, поскольку отец Иоанн больше там не служит.
После мощной клеветнической кампании против бывшего настоятеля и прихожан, в ходе которой радикальные интернет-ресурсы разместили более десятка статей, направленных против "еретиков" и "сектантов", "повинных" во введении русского языка в богослужение, Заостровский приход покинули практически все прихожане, в том числе те, которые были ими в пятом и шестом поколении.
Если вернуться к новому тексту о "возрождении" приходской жизни, опубликованному на днях на епархиальном сайте и построенному на свидетельствах нескольких жителей Заостровья, продолжающих посещать храм после разгрома прихода, то его лейтмотив - сожаление. Возможно, он прозвучал невольно - против желания инициаторов публикации: "Ушли замечательные люди, которые всю жизнь стремились к Богу. Как их жалко!"
Хотя всего несколько месяцев назад сожалеющая прихожанка в заметках на сайте "РНЛ" утверждала, говоря о священнике Иоанне Привалове, что, наблюдая его, "чувствовала какое-то внутреннее несогласие с ним". "На его службах я просто не могла стоять, меня что-то гнало из храма... нас практически преследуют члены братства священника Иоанна Привалова", - писала эта женщина.
О тех, кто теперь чувствует себя неуютно в опустевшем храме изгнанные прихожане говорят с сочувствием: "Они еще не поняли, что на их сомнениях просто играют, что их использовали для своих целей другие люди".
Действительно, свидетельства оставшихся, видимо, подверглись кардинальной обработке. В их высказываниях навязчивой темой звучит следующее: "Отец Иоанн сначала был на правильном пути... жалко, что попал он в лапы к отцу Георгию Кочеткову".
Между тем всем прихожанам хорошо известно, что Иоанн Привалов познакомился с Георгием Кочетковым в июне 1993 года - ровно через месяц после назначения на Заостровский приход. Оглашение стал вести с октября 1993 года, а русский язык в богослужении стал использовать с августа 1994 года.
Таким образом, все, что в начале этого года подверглось клеветнической кампании, благополучно существовало почти 20 лет.
Священник Георгий Кочетков, который якобы сбил с правильного пути бывшего настоятеля, пользовался большим уважением у заостровских бабушек, на плечах которых держался храм в 1970 - 1990-е годы. Зная, что отец Георгий находится в опале, они всегда радовались его приезду, благодарили и просили приезжать еще.
О том, что жизнь Заостровского прихода постепенно переходит из реальной в виртуальную плоскость, свидетельствуют саркастические замечания местных жителей о новом настоятеле храма, молодом священнике Петре Кузнецове: "Куда бы ни пришел - в больницу, в детский сад - быстро сфотографируется и уходит. Сплошная фотосессия!"