Церковные лидеры бывшей Югославии опасаются, что экстрадиция Гаагскому суду лиц, обвиняемых в военных преступлениях, может иметь эффект, прямо противоположный ожидаемому: преступники обретут ореол мучеников в глазах своих земляков, сообщает "Благовест-инфо".
Кроме того, многие деятели Церкви выступают против наметившейся, по их мнению, тенденции признания коллективной вины за целыми народами.
"Мы в Хорватии должны признать вину за конкретные злодеяния, совершенные в ходе нашей истории, и наша Церковь должна способствовать этому, √ заявил католический епископ Владо Косич, сопредседатель Хорватского экуменического координационного совета Церквей (ХЭКСЦ). √ Однако было бы совершенно несправедливо использовать нынешние экстрадиции как повод утверждать, что мы все несем равную вину".
Епископ Косич сделал это заявление вскоре после решения хорватского правительства о выдаче международному трибуналу двух генералов (их имена пока что не разглашаются), обвиняемых в совершении военных преступлений в ходе войны с сербами.
Католическая Церковь, к которой относится большинство верующих хорватов, выступает за свершение правосудия, но не может принять обвинение целого народа в коллективном грехе, продолжил 42-летний прелат, подчеркнувший, что именно режим Милошевича выступил в той войне в роли агрессора, вследствие чего нельзя говорить, что сербы и хорваты несут одинаковую вину за конфликт.
Комментируя экстрадицию двух генералов, Борис Петерлин √ представитель хорватских баптистов √ высказал опасение, что многие в Хорватии станут теперь относиться к этим людям, обвиняемым в военных преступлениях, как к мученикам. "Если Хорватия хочет отказаться от наследия прошлого и сделать шаг к демократии, она не могла поступить иначе, √ сказал Петерлин о выдаче генералов. √ Однако общественное мнение во многом сформировано прошлым режимом √ оно создало свою мифологию вокруг военных. У людей существует тенденция отождествлять себя с ними и оправдывать все, что они делали".
На следующий день после отправки Милошевича из Центральной тюрьмы Белграда в Голландию, Сербская Православная Церковь сообщила, что накануне экстрадиции президент Югославии Воислав Коштуница дважды имел беседу с Патриархом Павлом и обсуждал с ним "политический кризис и напряженную ситуацию", которые могут быть вызваны выдачей бывшего главы республики.
Комментируя арест и экстрадицию Милошевича, глава немногочисленной иезуитской общины Сербии Лоран Килибертус призвал христиан "молиться о нем, а не просто осуждать его". "Здешним людям свойственно создавать как можно большее количество мучников, √ считает белградский иезуит. √ Когда Милошевич предстал перед трибуналом, он говорил спокойно, без лишних эмоций, как человек, на 100 % уверенный в своей правоте. И это вдохновило многих людей вновь поверить ему и сплотиться вокруг него".
Отрицательное отношение к выдаче Милошевича высказал секретарь Югославской евангелической баптистской Церкви Драгица Армус, по мнению которого бывшего президента должен судить югославский суд. Если международный трибунал судит Милошевича, продолжил Армус, перед судом должны также предстать лидеры НАТО, давший приказ бомбить Югославию в 1999 году.