fotocommunity.de

В Болгарии активно обсуждается публикация досье спецслужб. Как уже сообщалось, согласно данным документов 11 из 14 действующих митрополитов Болгарской православной церкви (БПЦ) оказались бывшими агентами структур госбезопасности.

Представительница Комиссии по рассекречиванию досье Екатерина Бончева сообщила, что нет каких-либо свидетельств, что Патриарх Болгарский Максим был агентом. По ее мнению, даже если досье Патриарха было уничтожено, все равно должны были бы остаться документы, хотя бы косвенно указывающие на его сотрудничество с властями, сообщает портал Седмица.ru со ссылкой на болгарское издание "Стандарт".

По словам представительницы Комиссии, митрополиты становились агентами в 1970-х - 1980-х гг., но не доносили на мирян. "Они являлись высшим духовенством, и их интересовали совсем другие вещи, они давали сведения о других митрополитах и Церквах", - заявила Екатерина Бончева.

Бывший глава VI отдела Комитета болгарской безопасности, в котором агентами числились почти все митрополиты, Димитрий Иванов заявил, что все они были завербованы в силу их личных качеств, а не церковных должностей, и что они не получали денег за свою деятельность, лишь иногда им вручали подарки на праздники, отмечается в информации болгарского "ТВ7" и издания "Стандарт".

Бывший глава отдела попытался защитить своих агентов и сравнил публикацию их досье с добычей сланцевого газа, когда урон от отравления земли при добычи значительно больше пользы от использования газа.

"Быть сотрудником - не является аморальным. Аморально доносить и строить интриги, но такие люди есть везде. Пусть проверят, пострадал ли кто-то от работы духовных лиц", - сказал Иванов.

Он также категорически отверг предположение, что агентурное прошлое Патриарха Максима скрыто. По его словам, органы госбезопасности вербовали агентов на очень низких уровнях, и работа с ними часто прекращалась, если те достигали высоких должностей в Церкви.

Свое сотрудничество со спецслужбами сразу же после публикации досье опроверг митрополит Русенский Неофит в интервью агентству "БГНЕС". В публикации досье сообщалось, что он действовал под агентурным именем "Симеонов".

Митрополит Неофит объяснил, что имел контакты со спецслужбами один раз по их инициативе в связи с поездкой церковной делегации за рубеж. "Это не может считаться агентурным делом. С нами провели продолжительный инструктаж, как обезопаситься от провокаций, как наблюдать процессы, которые развиваются на Западе или в США, в том числе связи между Церквами двух континентов. На той международной конференции рассматривались вопросы, общие для всех Церквей, и это было интересно для нашего государства. Но это не является какой-то оплачиваемой деятельностью, так называемым доносительством, которое всегда мне было противно. И никогда я подобным не занимался", — сказал Русенский митрополит.

Историк Момчил Методиев, который специализируется на истории Болгарской православной церкви второй половины ХХ в., в эфире программы болгарского телевидения "День начинается" от 18 января заявил, что агентурное прошлое митрополитов - это следствие того, что вся Болгарская церковь была жертвой коммунистического правления. Он также высказал предположение, что если бы эти досье были опубликованы в начале 1990-х гг., то это позволило бы избежать церковного раскола в БПЦ, который возник из-за обвинений, выдвинутых частью иерархов против Патриарха Максима: они утверждали, что он в 1971 г. якобы возглавил БПЦ благодаря поддержке госструктур.

Религиозный журналист Горан Благоев в эфире этой же программы выразил мнение, что публикация досье наносит удар не по репутации Болгарской православной церкви, а по репутации высшего клира. По его мнению, публикации досье не приведет к серьезным последствиям в церковной жизни БПЦ, но в будущем может оказать влияние на избрание новых митрополитов и следующего Болгарского Патриарха.