Reuters

В России завершаются Святки, и 19 января (6 января по юлианскому календарю) Русская православная церковь отмечает один из главных христианских праздников - день Крещения Господня. Праздник Крещения, как и праздник Пасхи, является самым древним христианским праздником. Согласно Евангелию, в водах реки Иордан Христа крестил пророк Иоанн Предтеча. Праздник также называется Богоявлением, так как в момент крещения Иисуса Бог явился в трех ипостасях: Отца, Сына и Святого Духа.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл по традиции возглавил литургию в старинном московском Богоявленском соборе в Елохове. Этот храм посвящен именно этому празднику. Затем глава РПЦ совершит Великое освящение воды, сообщает ТАСС.

Чин Великого водоосвящения, проникнутый воспоминанием о крещении Спасителя, совершается в храмах два дня - 18 и 19 января. Крещенская вода употребляется благоговейно, с молитвой, для укрепления духовных сил и здоровья, ею окропляют жилища. Освящаются также воды в реках, озерах и других водоемах в память о том, что Господь своим пришествием в мир освятил всю Землю.

Накануне, в Крещенский сочельник, подобный же чин освящения предстоятель Русской церкви возглавил в храме Христа Спасителя. В проповеди после богослужения патриарх напомнил верующим о смысле наступающего праздника.

"Сегодня, в канун этого великого праздника, по установившейся церковной традиции за вечерним богослужением совершается освящение воды. Мы молимся Господу о ниспослании Его благодати, Его силы водному естеству", - сказал патриарх, слова которого приводит портал "Патриархия.ru".

"Если только вдуматься, что происходит в этот момент, то потрясает сама мысль о том, что через рождение Спасителя, через Его жизнь, через Его страдания, через Его смерть и Его воскресение роду человеческому дана величайшая сила - Божественное присутствие в жизни людей и в человеческой истории. Господь не покидает род человеческий, возносясь на небо, Он остается с нами силой, действием Святаго Духа. И как знак этого Божественного присутствия по молитвам Церкви естество водное обогащается Его энергией, Его силой, Его благодатью. И мы знаем, что вода, оставаясь водой, приобретает особые свойства: она не портится, она исцеляет от болезней, она отгоняет от людей темную силу, она дает людям возможность, опираясь на свою веру и свою молитву, привлекать через воду сию благодать Святаго Духа", - подчеркнул патриарх.

"Великая святыня открывается нам в эти крещенские дни. Это продолжение праздника Рождества Христова и это подлинное Богоявление не только как исторический факт, но как реальность, в которой мы живем. Святая вода - это знак новой Божественной реальности, соединенной с человеческим естеством и с человеческой историей. Святая вода - великая святыня, и почерпать ее нужно в благоговении, не стараясь как можно быстрее подойти к сосуду с водой, иногда даже кого-то толкая и желая пройти как можно скорее, чтобы покинуть храм как можно раньше. Этого не стоит делать, потому что наши греховные страсти и мысли не должны разрушать великое таинство сегодняшнего дня...

Пусть сила Божия, явленная нам сегодня через великое таинство освящения воды, не покидает как можно дольше нас, помогает нам в трудных обстоятельствах нашей жизни, укрепляет наш разум, нашу волю и просветляет наши чувства, дабы мы имели силы и возможность жить по закону Христову, устремляясь к жизни вечной", - заключил проповедь патриарх Кирилл.

Православные верят, что в праздник Крещения даже водопроводная вода освящается, так как в этот день читаются особые молитвы "на освящение всякого водного естества".

Великое освящение воды во всех храмах РПЦ совершается только два раза в году - в Крещенский сочельник и в день самого праздника. На Крещение после богослужения священнослужители многих храмов освящают и близлежащие источники - озера, реки, пруды.

Ежегодно в Крещенский сочельник у храмов выстраиваются длинные очереди верующих, которые приходят запастись крещенской водой на целый год. Ее пьют понемногу утром натощак. Ею освящают дома и рабочие помещения.

Об истории праздника

Иисус Христос до 30-летнего возраста жил со Своей Матерью в небольшом городке Назарете, помогая престарелому отчиму Иосифу в плотнической работе.

Иисус почти ничем Себя не проявлял как мессия, и люди считали его одним из детей Иосифа. Когда пришло время Ему начать Свое общественное служение, Бог в особом видении повелел пророку Иоанну Крестителю, жившему в пустыне, выступить со всенародной проповедью покаяния и крестить в реке Иордан всех кающихся в знак их желания очиститься от грехов.

Иоанн был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Само рождение Иоанна Крестителя было чудесным. Всю жизнь Елизавета и муж ее священник Захария провели в молитвах к Богу о даровании им чада. И только когда благочестивые родители были уже в весьма преклонных летах, у них наконец родился сын, которого они просили в молитвах. Иоанн родился на шесть месяцев раньше Иисуса Христа.

Место, где пророк Иоанн начал служение, называлось пустыней Иудейской, расположенной на западном побережье Иордана и Мертвого моря. Евангелисты называют Иоанна Крестителя гласом вопиющего в пустыне, потому что он громко взывал к людям: "Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте Его путь", - призывая всех людей к покаянию. Откликнувшихся на этот призыв Иоанн крестил, по словам евангелиста Луки, "крещением покаяния для прощения грехов". Это не было еще христианское крещение, а лишь погружение в воду как символ того, что кающийся желает очиститься от грехов подобно воде, очищающей его от телесной нечистоты.

Иоанн Креститель был строгим подвижником, носившим грубую одежду из верблюжьего волоса и питавшийся акридами (род саранчи) и диким медом. Он представлял собой противоположность современным ему наставникам иудейского народа, а проповедь его о приближении Мессии, прихода которого столь многие ожидали, привлекла всеобщее внимание. Иудейский историк Иосиф Флавий свидетельствует, что "народ, восхищенный учением Иоанна, стекался к нему в великом множестве".

Тогда же среди прочего народа к Иоанну пришел и Иисус Христос из Назарета Галилейского, чтобы креститься от него. Иоанн никогда до этого не встречался с Иисусом и потому не знал, кто Он. Но когда Иисус подошел к нему для крещения, то Иоанн как пророк ощутил Его святость, безгрешность и превосходство над собой, поэтому он в недоумении возразил: "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?" - "Так надлежит нам исполнить всякую правду", - кротко ответил Иисус Христос. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а будущим христианам дал пример послушания воле Божией и смирения.

Крестившись, Иисус, по словам евангелиста, молился о том, чтобы Бог благословил начало Его служения. В этот момент "отверзлись" небеса, и Иоанн Креститель увидел Духа Божия, который в виде голубя снизошел на Иисуса. Голубя увидел и народ, поскольку цель этого чуда была явить людям Сына Божия в никому неизвестном Иисусе Христе. При этом все услышали слова Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение". Они указывали Иоанну Крестителю и присутствующему народу на Божественное достоинство крестившегося Иисуса Христа. Эти слова были ответом Бога Отца на молитву Его Сына о благословении на подвиг спасения человечества.

Крещение Господне православная церковь называет Богоявлением, потому что Иисус Христос после крещения показал Себя миру как Спаситель и Мессия. В этом событии была явлена людям Святая Троица: Бог Отец - голосом с неба, Бог Сын - крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой - снизошедшим на Иисуса Христа голубем.

Для христианина таинство Крещения - это дверь в Царство света. "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся", - поется на праздничной службе. Это означает: кто крещен во Христа, тот и облачен в одежды Христовой праведности и, уподобляясь Ему, становится участником Его святости. Сила крещения заключается в том, что крещеный получает способность и силу любить Бога и своих ближних. Эта христианская любовь влечет христианина к праведной жизни и помогает ему преодолевать грехи.

Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях.

До V века было принято вспоминать рождение и крещение Иисуса Христа в один день - 6 января - и назывался этот праздник Богоявлением. Затем празднество Рождества Христова было перенесено на 25 декабря (по юлианскому календарю, или старому стилю). Так было положено начало Святкам, заканчивающимся Навечерием, или Сочельником праздника Крещения. Слово "навечерие" означает преддверие церковного торжества, а второе название "сочельник" (сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с медом и изюмом - сочиво.

Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа церковь установила после Святок однодневный пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Меру поста верующие определяют индивидуально и по силам. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после литургии (богослужения) утром и первого причащения крещенской воды.

В сочельник после литургии в храмах совершается Великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, которое стало не только образом очищения от грехов, но и действительным освящением самой материи (естества) воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется агиасмой, или крещенской водой.

Под влиянием Иерусалимского устава, с XI–XII веков водоосвящение происходит два раза - и в Крещенский сочельник, и в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

В древней церкви это было связано с тем, что накануне праздника совершалось крещение оглашенных (принявших и усвоивших христианское вероучение). Ради этого таинства и совершалось первое великое водосвятие. Разница между первым и вторым освящением в том, что в Навечерие Богоявления водосвятие совершалось в храмах, где крестились оглашенные, а в день праздника Богоявления христиане шли на реку Иордан.

В первые века (включая IV и V столетия) великое водоосвящение происходило только в Иерусалимской уеркви, где было обыкновение выходить на реку Иордан к тому месту, где принял крещение Иисус Христос. Позже стали устраивать иордань и в других местах, где были реки или озера.

Христос крестился и освятил естество вод, и поэтому крещенскую воду приносят домой и хранят весь год. И эта вода не портится и иногда два и три года остается свежей и неповрежденной.

Крещенские традиции в России

В Русской православной церкви и народе сложилось такое отношение к богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую святыню. Ее употребляют для окропления храмов и жилищ, при молитвах на изгнание злого духа, а также в качестве лекарства от болезней.

По русской традиции праздник сопровождается крестным ходом к крещенской проруби, называемой иордань, и массовыми купаниями в ней (в таких православных странах, как Греция и Болгария, существует традиция крещенских купаний в море). Подобным образом проявляется выражение праздничного ликования. Популярны и зимние забавы: катание с ледяных гор, взятие снежной крепости. Купания - это народная, а не религиозная традиция, проявление "молодецкой удали". Впрочем, патриарх Кирилл, например, поддерживает смельчаков, но призывает относиться к таким погружениям с благоговением, помня, что "это не развлечение, не часть фольклора, а участие в таинстве соприкосновения со святыней".

В России оборудовано 3 тысячи купелей для желающих окунуться туда в праздник Крещения

Около трех тысяч купелей оборудовано для участия верующих россиян в празднике Крещения, спасатели обеспечат безопасность людей в местах купаний по всей стране, сообщается на сайте МЧС.

"Безопасность людей будут обеспечивать свыше 35,5 тысяч сотрудников МЧС России. В местах купаний, помимо спасателей, будут дежурить полицейские, медики и добровольные дружинники", - говорится в сообщении, текст которого приводит портал.

По данным региональных центров МЧС, наибольшее количество мест для купания оборудовано в Центральном и Приволжском округах (919 и 755 соответственно), в столице в этом году действует около 70 купелей, а в Подмосковье - более 90.

Учитывая нынешние благоприятные погодные условия в европейской части страны, предполагается, что количество участников крещенских купаний будет выше, чем в прошлом году, когда их количество составило более 1 миллиона 300 тысяч человек.

В Москве при содействии властей оборудовано около 60 иорданей, еще свыше 90 - в Подмосковье. Рядом с ними развернут отапливаемые палатки с горячим чаем, будут дежурить спасатели и медики. Прямо в центре столицы на площади Революции по традиции установят деревянную купель. Самое массовое купание, в котором смогут принять участие 10 тысяч человек, по обычаю, ожидается в Святом озере в Косино на восточной окраине Москвы. Верхний Царицынский пруд в Южном административном округе могут посетить порядка шести тысяч человек, а Тропаревский пруд на юго-западе столицы еще три тысячи, сообщает портал "Интерфакс-Религия".

Перед принятием решения окунуться священники советуют проконсультироваться с врачом. При заболеваниях сердечно-сосудистой или периферической нервной системы такие экстремальные "процедуры" противопоказаны. Да и окунаться советуют не более чем на 10-15 секунд. Специалисты МЧС ожидают в этом году по всей России около 400 тысяч крещенских ныряльщиков, отмечается в информации ТАСС.