Накануне в Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына завершила работу IX международная конференция, посвященная памяти "святого доктора" Федора Гааза (1780-1853). Ее организаторы - Общественный благотворительный фонд им. доктора Гааза, Культурный центр доктора Гааза и другие благотворительные общественные организации - посвятили форум теме "Сиротство в России" и приурочили конференцию ко Дню толерантности в России, сообщает агентство "Благовест-инфо".
"Спешите делать добро" - этот евангельский девиз, которым руководствовался доктор Федор Гааз - немец-католик, отдавший все свои силы отверженным и несчастным в России, особенно важен сегодня. Забота "святого доктора" об оставленных детях - лишь малая часть его филантропической деятельности. О том, как в наши дни возрождается традиция праздника для детей из детских домов у памятника доктору Гаазу, рассказала директор благотворительного фонда "Благо-дар" Наталья Казак.
В России сегодня сотни тысяч сирот, среди которых значительная часть - социальные сироты (при живых родителях). По тому, как государство заботится о сиротах (даже не столько с точки зрения материального их обеспечения, а в большей степени по тому, насколько воспитанники детских домов способны интегрироваться в жизнь общества, насколько они нацелены на будущее), можно составить представление об отношении к людям в той или иной стране, отметил, открывая конференцию, председатель Комитета за гражданские права Андрей Бабушкин.
Директор фонда "Арифметика добра" Анна Гаан не стала произносить торжественных вступительных речей, но сразу предложила грантовую помощь организациям, помогающим сиротам и приемным семьям. По ее словам, на подобных конференциях необходимо делиться не только достижениями, но и обсуждать ошибки - и она тут же назвала то, что она считает ошибкой начального периода своей благотворительной деятельности: "Возить в детдома подарки - это как раз "худшая практика", имея в виду, что этим не должна ограничиваться помощь сиротам.
Конференция включает три блока тем: история попечения о сиротах в России, современность и перспективы. Профессор Российского государственного социального университета (РГСУ) Татьяна Кононова сделала обзор различных форм призрения сирот начиная с Древней Руси. "Приймачество", "кормление по дворам", "назначение общественных родителей" - все это было тесно связано с крестьянским общинным бытом большинства населения. Система городских сиротских приютов (в том числе при храмах и монастырях), возникшая при Екатерине II, давала катастрофическую статистику смертности – до 90% детей. Преподаватель РГСУ Татьяна Тяпкина рассказала о том, как было устроено попечение о сиротах в разные периоды ХХ века в России. По ее словам, термин "социальное сиротство" возникает только в 1950-е годы - прежде такого явления не было.
Марина Ершова, представляющая международное движение "За нравственность", негативно оценила такие современные формы заботы о сиротах, как патронат, приемные семьи и даже "детские деревни". По ее словам, все это - разные способы обогащения для тех, кто берет на воспитание сирот. Она призвала в первую очередь "работать с нравственностью", чтобы искоренить причину сиротства.
Известный эксперт по проблемам сиротства Александр Гезалов, сам - выпускник детского дома, многодетный отец, не согласился с такой постановкой вопроса. Он уверен, что надо предпринять все возможное, чтобы дети из детских домов были усыновлены. Это необходимо для всех: для воспитанников детских домов, которые в казенных учреждениях испытывают постоянный стресс и не могут подготовиться ко взрослой жизни, и во многом - для государства: содержание сироты в госучреждении обходится бюджету гораздо дороже, чем финансовая помощь приемной семье. Он затронул множество болезненных вопросов: и непрофессионализм сотрудников детских домов (85% из них - это специалисты в области общепита), и отсутствие социально-психологического и финансового сопровождения выпускников (оказывается, на адаптацию к "нормальной жизни" нужно примерно 30 лет!), и проблему "созависимости" системе (когда ребенок становится "профессиональным сиротой" и после детского дома попадает в психоневрологический интернат). По мнению Гезалова, волонтерам стоит делать акцент не на бесконечном устройстве праздников в детских домах, а на обучении, социализации воспитанников.
К парадоксальному выводу пришла председатель правления Центра социального развития и самопомощи "Перспектива", лауреат премии Гааза 2008 года Анне Хофинга. Она рассказала о том, как немецкие и российские благотворители, объединившись, помогают девушкам (значительная часть из них - сироты), отбывающим наказание в российских колониях, как обучают их навыкам, необходимым на воле. "Получается, что колонии дают лучшую школу социализации, чем детские дома", - утверждает Анне Хофинга, подкрепляя свои выводы статистикой.
"Детским деревням SOS" как альтернативе детским домам был посвящен доклад Юлии Берновой. Выступили также координатор проекта "Дети риска" Жанна Данилова и представитель благотворительного фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам" Александра Лукьянченко.
Своими соображениями о разных аспектах выбранной темы поделились представители благотворительных фондов и общественных объединений: "Дом милосердия", "Русская береза", "Россия без сирот", "Эра милосердия", "Семья", "Старшие братья, старшие сестры" и других.
По окончании пленарных заседаний были проведены круглые столы по темам: "Работа НКО в детских домах и школах-интернатах", "Приемные семьи", "Участие правозащитных организаций в ситуации с сиротами. Проблемы выпускников". В обсуждении приняли участие представители государственных учреждений в сфере социальный адаптации сирот, члены некоммерческих организаций и волонтеры по работе с сиротами и выпускниками детских домов, работники детских домов, школ-интернатов и центров социального обеспечения, педагоги, юристы, сотрудники ФСИН.