Руководитель направления помощи бездомным Отдела Московского патриархата по церковной благотворительности социальному служению прокомментировал законопроект депутата Госдумы от ЛДПР Александра Курдюмова о внесении поправок в Уголовный кодекс РФ, предусматривающие лишение свободы сроком до шести лет для взрослых, побирающихся с малолетними детьми. Накануне правовой департамент правительства России одобрил этот документ.
По мнению же Ильи Кускова, нельзя допустить, чтобы действительно нуждающиеся люди, которые оказались на улице с ребенком на руках, садились в тюрьму. Таким людям нужно протянуть руку помощи, а не привлекать их к ответственности, заявил представитель синодального отдела РИА "Новости".
Депутат Курдюмов, со своей стороны, считает, что появление новой формулировки в законодательстве не позволит профессиональным попрошайкам, вовлекающим в бизнес детей, уходить от уголовной ответственности. Сейчас полицейским приходится отпускать нищих, так как стражи порядка не могут доказать факт вовлечения малолетних детей в незаконную деятельность.
"Сегодня, - отметил Илья Кусков, - действительно есть проблема с тем, что понимать под "вовлечением" несовершеннолетнего в занятие попрошайничеством". "Я знаю, что те люди, которые пытались указать полиции на факты использования детей в профессиональном попрошайничестве, далеко не всегда могли убедить полицию, что имеет место правонарушение. Поэтому уточнение формулировки в тексте закона я считаю правильным шагом", - сказал представитель РПЦ.
По его словам, необходимо подумать над поэтапной схемой работы с людьми, просящими милостыню вместе с детьми. В первый раз человека необходимо предупредить, сообщить ему телефон экстренной социальной службы, подсказать контакты общественных и государственных организаций, которые могут ему помочь и предложить выход из ситуации. Во второй раз можно выписать административный штраф, и только после этого должна речь о направлении дела в суд. "Работая по такому принципу, мы, прежде всего, поможем людям, которые в силу тяжелой ситуации вынуждены просить милостыню, и действительно накажем тех, кто в погоне за прибылью нарушает права детей", - заключил собеседник РИА "Новости".
Со своей стороны Русская православная церковь не раз пыталась решить проблему попрошайничества. Еще в правление Ивана Грозного Стоглавый собор постановил переписать всех нищенствующих монахов и монахинь и распределить их по монастырям. Подлежали повсеместной переписи и все немощные: о них предписано было заботиться до самой их кончины и предавать земле, как положено по православному обычаю.
Государство также не раз предпринимало такие попытки. Так, в 1718 году Петр I своим указом повелел: "Неистовых монахов и нищих, которые являются на Москве и ходят по гостям по рядам и по улицам, и сидят на перекрестках <...> приводить в монастырский приказ, а милостыни не подавать: а если кто хочет дать милостыню, то им отсылать ее в богадельню; а которые после этого будут подавать милостыню, то их приводить в приказ и имать на них штрафы: в первый раз по пять рублей, а в другой по 10 рублей".
Петр I издал около 20 указов против нищенства, на средства казны по всем губерниям были созданы богадельни, "гошпитали" для подкидышей. Царь пытался вовлечь в социальную работу светскую власть: в городах - губернские и городские магистраты, в деревнях - помещиков, в свободных землях - старост или сотских. Так общественное призрение почти ушло из ведения духовенства, став прерогативой государства. Но, в конечном итоге, эти меры не принесли какого-либо действенного результата.