Представители Русской православной церкви и ряда других конфессий считают, что отмена отсрочек для семинаристов чревата серьезным ущербом делу духовного просвещения России. Они призывают сохранить отсрочку от службы в армии для молодых священнослужителей и студентов религиозных учебных заведений.
Призванные в армию в качестве солдат диаконы и священники не имеют права брать в руки оружие - так прокомментировали в Русской православной церкви принятый Госдумой законопроект, лишающий молодых священнослужителей и студентов религиозных учебных заведений права на отсрочку. Аналогичную позицию занимает и Совет муфтиев России. Там полагают, что вопрос может быть рассмотрен Межрелигиозным советом России, а Московская патриархия уже предложила парламенту пересмотреть это решение.
"Только пробился первый зеленый росток веры, и его пытаются затоптать, хотя семинаристам нужно создавать самые комфортные условия", - заявил председатель синодального Отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами протоиерей Димитрий Смирнов.
В интервью газете "Известия"он отметил, что церковь испытывает острую нехватку кадров, сегодня ей необходимо 80 тыс. священников. Профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев считает, что цифра выше - ведь совсем недавно священниками приходилось назначать тех, кто не окончил семинарию.
"Единственный источник нравственности народа и его самоидентификации - это религия. Не зря в Израиле изучение Торы в религиозных школах дает отсрочку от службы в армии", - отметил отец Димитрий.
Секретарь Ученого совета Московской Духовной академии и семинарии протоиерей Павел Великанов считает, что если закон вступит в силу, будут призваны три четверти учащихся в духовных школах РПЦ.
"Из 362 семинаристов (речь идет о Московской семинарии) 48 отслужили в армии, 37 освобождены от службы, 277 - призывного возраста", – говорит отец Павел. 118 из 157 студентов академии также могут быть призваны в армию. "Три четверти студентов-призывников – это проблема, которая ставит под вопрос всю систему религиозного образования Русской Православной Церкви", - полагает секретарь Ученого совета.
По данным отца Павла, из общего числа слушателей тридцати российских духовных школ армию могут пополнить 500-600 человек. "Для армии это количество призывников ничтожно, а для Церкви - большая потеря", - подчеркнул протоиерей Великанов.
В свою очередь, диакон Андрей Кураев отметил, что принятый Госдумой законопроект, отменяющий "религиозную" отсрочку, может привести к появлению "новых мучеников веры среди священников и диаконов". "Они присягнули Богу, им не только нельзя брать в руки оружие, но даже животных убивать", - подчеркнул отец Андрей.
Духовные школы есть не только в РПЦ. Со своей стороны ректор Московского исламского университета Марат Муртазин сообщил, что отсрочкой среди мусульман пользуется не более 2 тыс. человек, но если закон вступит в силу, то многие мечети останутся без священнослужителей. Он не исключил, что этот вопрос может быть вынесен на обсуждение Межрелигиозного совета России.
По мнению пресс-секретаря Совета муфтиев Гульнур Газиевой, места имамов-призывников могут занять те, кто обучался за пределами России, причем не в духе традиционного умеренного ислама.
С весьма резким комментарием выступил президент Заокского университета Церкви Адвентистов Седьмого дня Владимир Ткачук: "Для нас принятие законов об отмене отсрочек семинаристам близко к катастрофе. Все как-то странно. Государство одновременно действует в противоположных направлениях. С одной стороны, твердит о необходимости поднять духовность в стране. А с другой стороны, наносит удар по духовным учебным заведениям. Такое решение может нанести большой вред, забирая в армию в разгар учебы молодых людей, которые выбрали для себя путь духовного служения".
Напомним, что закон об отмене "призывных льгот" в третьем чтении Госдума приняла 14 июня. Депутат Государственной думы Сергей Попов направил в Министерство обороны запрос, требуя сообщить, на сколько повысится численность армии после отмены отсрочек.
Попов резонно замечает, что сообщения официальной прессы о том, что "четыре отсрочки будут отменены, а еще пять существенно подкорректированы", равно как и заявление статс-секретаря Минобороны Николая Панкова, будто бы "несметное количество отсрочек еще осталось", не соответствуют действительности. Список, приложенный к депутатскому запросу, намного длиннее.
В первой строке депутат поинтересовался, какой "навар" получат вооруженные силы от призыва семинаристов. Они входят в число лиц, которым право на отсрочку было дано на основании указов президента РФ. Представители РПЦ считают: это приведет к закрытию многих духовных школ.
История с отменой "семинарской отсрочки" выглядит загадочно, пишут "Новые известия". В Думе "на ура" проходят законы, касающиеся предоставления традиционным религиозным конфессиям, в первую очередь РПЦ, исключительных льгот.
Очевидно, на парламентариев произвела впечатление рассказанная лоббистами законопроекта сказка про то, что Минобороны уже определило специальную воинскую часть, где будущие пастыри могут отдать долг Родине. Якобы расположена она на Валааме, по соседству с монастырем.
А может, ход рассуждений был еще проще. Правильно говорит министр Иванов: наша армия "стала рабоче-крестьянской". Отмена отсрочек не только восстановит социальное равенство, но и позволит призвать в строй людей, которые резко повысят интеллектуальный потенциал армии.
Как бы не вышел результат, мягко говоря, противоположный. Сокращение срока службы до полутора лет может спровоцировать новый всплеск дедовщины. Те, кто отслужил больше года, выместят обиды на новобранцах, невзирая на то, что этот недоучившийся поп, этот скрипач, а у того двое малых детей.
Заместитель председателя комитета Госдумы по делам общественных организаций и религиозных объединений Александр Чуев убежден в том, что отмена отсрочек носит не прагматический, а волюнтаристский характер. "Я сомневаюсь в том, что это поможет решить проблемы армии в пополнении ее личного состава и оздоровления в ней нравственного климата", - сказал он.
"Отсрочка - не освобождение от службы, а предоставление человеку возможности сформироваться. Совсем разные вещи – выдернуть семинариста со второго курса, после чего еще неизвестно, вернется ли он, отслужив в армии, в духовное учебное заведение, или дать ему возможность получить образование. И тогда он может прийти в армию совсем в иной роли и реально ей помочь", - заключил Чуев.