Иракские политики и богословы пока не могут решить, что следует делать с Кораном, написанном кровью Саддама Хусейна, сообщает сегодня ">InoPressa.ru со ссылкой на британскую газету The Guardian.
В конце 1990-х годов Саддам Хусейн в течение двух лет регулярно "работал" над рукописной книгой с медсестрой и мастером исламской каллиграфии. Медсестра брала у него кровь - на написание Корана в общей сложности потребовалось 27 литров. Каллиграф переписывал этой кровью Коран. После взятия Багдада англо-американскими войсками книга хранится за тремя замками в багдадской мечети. "Власти Ирака в затруднении, как поступить с этой памяткой о свергнутом диктаторе", - пишет автор публикации.
Ему удалось побывать в хранилище мечети, которую Саддам прозвал "Матерью всех битв". "То, что здесь хранится, бесценно, стоит миллионы долларов, без преувеличений", - сказал шейх Ахмед аль-Самарраи, глава иракского Суннитского благотворительного фонда.
"Попасть даже сюда - к дверям запретного хранилища - оказалось весьма непросто", - отмечает журналист The Guardian. По его словам, власти делают все от них зависящее, чтобы не допускать людей к этим реликвиям. "Режим во главе с шиитами сильно опасается возвращения любых символов, которые могут создать ажиотаж вокруг уцелевших видных баасистов, до сих пор организующих взрывы и убийства с интервалом в несколько дней", - говорится в статье.
Сунниты, со своей стороны, опасаются и недовольства властей, и гнева Аллаха: по словам шейха Самарраи, писать Коран кровью - это "харам" (запрещено исламом). Книга хранится за тремя замками: один ключ у Самарраи, другой у шефа полиции, третий в другом районе Багдада. Впустить гостя в хранилище можно лишь по общему решению.
Сейчас, когда в Ираке медлительно формируется четвертый кабинет со времен падения Багдада в 2003 году, встает сложный вопрос: как поступить с памятниками времен Саддама, которые неотделимы от облика страны? Так, памятник "Скрещенные мечи" на бывшем плацу для парадов в центре Багдада ассоциируется с городом точно так же, как Святая София - со Стамбулом.
Несколько видных политиков, в том числе Ахмед Чалаби, один из ключевых оппозиционеров при Саддаме, уверены: все, связанное с казненным диктатором, надо убрать: "Это очевидное напоминание о последствиях тоталитаризма и идеализация человека, олицетворяющего зло". Саддам был частью иракской истории, и его наследие следует помнить, извлекая уроки из всего плохого и хорошего, возражает Моваффак аль-Рубайи, бывший советник по национальной безопасности, конвоировавший Саддама на эшафот. "Главный урок: в Ирак не должна вернуться диктатура", - говорит он.
Али аль-Муссави, пресс-секретарь премьер-министра аль-Малики, заявил, что памятникам Саддаму нет места на улицах, но о "кровавом Коране" сказал: "Мы должны сохранить это как свидетельство жестокости Саддама: ему не следовало создавать такой Коран. Он много говорит о Саддаме. Но помещать Коран в музей нельзя: ни один иракец не захочет на него смотреть".
Саддам Хусейн решил вернуться в лоно ислама после того, как его старший сын Удай остался жив после покушения, напоминает газета. Каллиграф Аббас Шакир Джуди аль-Багдади, писавший Коран кровью по заказу Саддама, создал настоящее произведение искусства. Но шейх Самарраи так и не решился впустить журналиста The Guardian в хранилище: "От греха подальше - не стоит. Люди этот факт чересчур раздуют".
Напомним, что 10 лет назад, еще при жизни иракского диктатора, саудовская газета "Аль-Биляд" осудила Саддама Хусейна за "надругательство" над Кораном и использование Священного Писания мусульман в пропагандистских целях.
Поводом к тому послужило состоявшееся в сентябре 2000 года вручение Хусейну "кровавого" манускрипта.
Как заявила тогда газета "Аль-Биляд", святотатственный поступок Саддама Хусейна вызвал у нее чувство потрясения и отвращения. Коран - Божье Слово - не нуждается в том, чтобы его переписывали кровью Саддама, "пропахшей окурками кубинских сигар". Каждый истинный мусульманин должен просто воздавать Корану надлежащее почтение и уважение, напоминал автор публикации в саудовском издании.
Как отмечала газета, лидер Ирака "злонамеренно" использовал Коран в пропагандистских целях для укрепления своего положения и "обмана простого люда", заведомо зная, что подобное лицемерие недопустимо в отношении Священного Писания.
Саддам Хусейн, подчеркивала "Аль-Биляд", ведет себя так, потому что уверен: никто не смеет возразить ему в стране, где властвует диктаторский режим, "не уважающий ни религии, ни морали, ни даже обычаев настоящего мусульманина".