www.ruscourier.ru

В усадьбе Измайлово отметят праздник Ивана Купалы

Праздник Ивана Купалы пройдет впервые в Царской усадьбе Измайлово недалеко от Мостовой башни на берегу Серебряно-Виноградного пруда, сообщили сегодня агентству "Интерфакс" в пресс-службе Московского государственного объединенного музея-заповедника.

24 июня в 20:00 все желающие смогут принять участие в проведении древних купальских обрядов - обливании водой, гадании с венками, выборе "женихов и невест", плясках, хороводах, прыжках через костер, а также послушать старинные русские песни.

Древний славянский языческий праздник Ивана Купалы отмечается в самую короткую ночь года - в день летнего солнцестояния. По преданию, в этот день "солнце в воде купается" и, если на зорьке окунуться, весь год здоровым будешь.

Иваном Купалой в Древней Руси называли пророка Иоанна Крестителя. 24 июня (правда, по юлианскому календарю, или по старому стилю) Церковь празднует Рождество Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. По григорианскому, гражданскому календарю этот день выпадает сегодня на 7 июля.

Церковь относит праздник Рождества Иоанна Крестителя к категории великих праздников: он менее значим, чем двунадесятые, но более почитаем в народе по сравнению с остальными. Согласно евангельской легенде, в этот день свершилось предсказание архангела Гавриила - у престарелых супругов священника Захарии и Елисаветы родился долгожданный сын, которого нарекли Иоанном. Ему было предначертано стать провозвестником Спасителя, объявить о его пришествии и, тем самым, о наступлении "дня господня". Поэтому Иоанна назвали Предтеча. Провозглашая приближение царствия небесного, Царства Божия, Иоанн призывал людей покаяться в грехах, наставлял всегда делиться с ближними и не причинять им вреда. Покаявшиеся проходили обряд очищения в водах реки Иордан, который называли "крещение водой" или "полное погружение". Проводил крещение Иоанн, за что и получил еще одно имя - Креститель. В водах Иордана от Иоанна приняли крещение водой Иисус Христос и некоторые из его учеников. Увидев Иисуса Христа Иоанн указал на него своим ученикам и всем присутствовавшим и сказал: "Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира" (Евангелие от Иоанна. 1:29).

Между тем в древней народной традиции Иоанн Креститель известен более как Иван Купала, так как праздник в честь Рождества христианского пророка был приурочен к языческому празднику Купалы.

Купальский праздник издревле был одним из самых ярких и почитаемых у восточных славян, а также у прибалтийских народов (у латышей это любимый в народе праздник Лиго).

Языческий характер праздника сохранялся на протяжении веков, на что неоднократно указывали служители Церкви: "в годину ту сатана красуется; яко же сущии древнии идолослужителие бесовский праздник сей празднуют". Русский народ вместо того, чтобы посещать храмы, усиленно молиться и вести себя с подобающим христианам чувством смирения, пребывал в разгуле и бесчинствах. Об этом сообщал в XVI веке игумен Псковского Елеазаровского монастыря Памфил. "Егда бо приидет праздник, во святую ту нощь мало не весь град возмятется, и в селах возбесятся, в бубны и сопели и гудением струнным, плесканием и плясанием; женам же и девкам и главами киванием, и устнами их неприязнен крик, вся скверные песни, и хребтом их вихляние, и ногам их скакание и топтание; ту есть мужем и отроком великое падение, мужеско, женско и девичье шептание, блудное им воззрение и женам мужатым осквернение, и девам растление", - приводит слова игумена сайт Российского этнографического музея.

Народный праздник состоит из обрядов, связанных с водой. Кроме того, одна из главных особенностей купальской ночи - очищающие костры.

Вокруг костра собирались полюбоваться пламенем, поплясать, перепрыгнуть через него, чтобы очиститься от скверны. Кто выше прыгнет - тот счастливей будет.

Девушки гадали на суженого: плели венок и пускали его по воде - утонет венок, значит, суженый разлюбил.

Многие отправлялись ночью в лес собирать лекарственные травы, цветы и коренья, так как считалось, что они оказывают действенную помощь, только если сорваны на заре Купалы и прежде чем на них обсохнет роса.