blagovest-info.ru

В Москве, в Культурном центре "Покровские ворота", накануне открылась российско-итальянская конференция "Христианская духовность: исторические и культурные перспективы". Форум, в котором принимают участие итальянские и российские богословы, ученые-гуманитарии, священнослужители, посвящен памяти кардинала Томаша Шпидлика (1919-2010).

Кардинал Шпидлик был известен как выдающийся исследователь христианской духовности и, в частности, восточной церковной традиции. Конференция организована Библейско-богословским институтом святого апостола Андрея (ББИ; Москва) совместно с Папским Комитетом по историческим наукам (Ватикан), сообщает "Благовест-инфо".

Открывая конференцию, ректор ББИ Алексей Бодров отметил, что избранная тема, связанная с наследием кардинала Шпидлика, позволяет рассмотреть многообразие форм духовности – как с академической точки зрения, так и в социальных и этических – "повседневных" ее проявлениях.

По словам Бодрова, говорить о кризисе христианской духовности в наши дни – это "некоторое преувеличение, поскольку формы духовности сильно меняются и со временем, и от одной традиции до другой". Совместное изучение этих изменений способствует взаимопониманию христиан разных конфессий, отметил ректор ББИ. Он зачитал приветствие от главы московской Архиепархии Божией Матери архиепископа Паоло Пецци.

В своем приветственном слове председатель Папского Комитета по историческим наукам монсеньор Бернар Ардура рассказал о кардинале Шпидлике как о человеке, который "вкладывал всю свою жизнь в исполнение заповеди о любви".

"От всего сердца" - этот девиз недавно почившего кардинала может вдохновлять тех, кто, как и он, готов "свидетельствовать перед лицом современного мира об истинной природе человеческой личности, которая открыта к Бесконечному", сказал представитель Ватикана.

Далее Бернар Ардура сделал доклад на тему "Христианская духовность: вера в сердцевине культуры и истории", в котором он затронул широкий спектр проблем. Например, речь шла о необходимости "евангелизации культуры и инкультурации веры"; о "социальном измерении" духовности, которая не должна уводить христианина от мира, но призвана побуждать к тому, чтобы "вновь дать жизнь миру" через Евангелие.

В качестве примера активной позиции Церкви в отношении глобальных исторических процессов докладчик привел публичные выступления Римских Пап, от Пия Х до Бенедикта XVI, против мировых войн и локальных военных конфликтов.

С одной стороны, призывы к миру кажутся совершенно обычным делом для всех христиан. С другой стороны, поиск мира может быть связан "с некоторым героизмом", считает Ардура, особенно в тех случаях, когда прекращение насилия на основе примирения и прощения не является очевидным для всех.

Анализируя истории мировых войн, священник показал, как каждая следующая война закономерно вырастала из предыдущей потому, что державы-победительницы старались унизить побежденного, что приводило к реваншу.

Только особая "культура мира", основанная на прощении, примирении и сотрудничестве и связанная с именами таких христиан-мирян, как Шуман, Аденауэр, де Гаспери, смогла возродить Европу, отметил представитель Ватикана.

Программа конференции, которая будет работать в течение двух дней, включает 18 докладов, посвященных различным аспектам христианской духовности.

Среди выступивших 20 июня докладчиков: Дж. Парравичини – "Икона, искусство христианской ойкумены"; С.А. Мартьянова – "Метаморфозы духовности: русские богословы, философы, писатели XX века о "Сикстинской Мадонне" Рафаэля"; Дж. Карузо – "Сотворены Богом и для Бога: антропология античного христианства"; С.А. Чурсанов – "Понимание человека как образа и подобия Божия в восточной богословской традиции"; А.В. Усачев – "Христианская духовность в религиозной космологии Н.О. Лосского" и другие. На 21 июня намечены выступления: Ж.-Ф. Тири – "Христианская святость: духовность во плоти"; С.А. Панича – "Неизвестный мученик и неузнанный праведник: опыт святости в ХХ в."; аббата Луиджи Джиола – "Бенедиктинское монашество: церковная духовность"; И.Л. Багратион-Мухранели – "Проблемы духовности и поиски национальной идентичности в русской культуре первой трети XIX в.".