Reuters / Архив Эхо-ТВ

Мировая пресса затрагивает в своих анализах различные аспекты будущей деятельности Бенедикта XVI. Некоторые издания оценивают перспективы развития взаимоотношений Ватикана с Москвой. Другие – говорят том, что Церковь при новом Папе замкнется в себе. Третьи – озадачиваются состоянием его здоровья.

Москва надеется, что Папа-немец наладит отношения с Русской церковью

Владимир Путин, который не поддерживал таких теплых отношений с Иоанном Павлом II, как его предшественники в Кремле – Борис Ельцин и Михаил Горбачев, в среду 20 апреля приветствовал избрание Папы Бенедикта XVI. В коммюнике, не лишенном религиозной тональности, российский президент заявил, что его страна " настроена на продолжение конструктивного политического диалога и взаимодействия со Святым Престолом в интересах решения глобальных проблем, укрепления ценностей добра, справедливости и гуманизма", - отмечает в своем сегодняшнем материале французская Le Monde (перевод материала на сайте InoPressa.ru).

Россия является одной из немногих стран, которую Иоанн Павел II не смог посетить, несмотря на неоднократно высказывавшееся им намерение сделать это. Против визита выступала Русская православная церковь, которая уже десять лет обвиняет Ватикан в проведении политики прозелитизма" на православной земле.

Ни Владимир Путин, ни Патриарх Московский и всея Руси Алексий II не сделали ни малейшего намека на возможный приезд Бенедикта II в Россию. "Искренне надеюсь, – заявил Патриарх Московский в своем послании, – что понтификат Вашего Святейшества будет ознаменован развитием добрых отношений между нашими Церквами, плодотворного православно-католического диалога... Наши Церкви, обладающие авторитетом и влиянием, должны объединить свои усилия в деле проповеди христианских ценностей современному человечеству".

Некоторые наблюдатели ожидают, что приход немецкого Папы на смену польскому поможет вывести отношения между Русской церковью и Ватиканом из тупика. Московский Патриархат очень нервозно отреагировал на появление в России в последние годы большого количества польских священников, вплоть до проведения параллелей со "Смутным временем" и польскими нашествиями XVII века, говорится в публикации.

Газета приводит слова профессора московского Свято-Тихоновского богословского института священника Андрея Кураева, который, комментируя избрание нового понтифика, высказал мнение, что уже само изменение национальности Папы может привести к улучшению отношений между двумя Церквами. "Отношение немцев к России очень отличается от отношения поляков, которые видят в России символ агрессии", – заявил священнослужитель.

Однако другие российские комментаторы утверждают, что отношения с Бенедиктом XVI будут не простыми. Именно кардинал Йозеф Ратцингер, напоминают они, в свое время вычеркнул из словаря Римско-католической церкви выражение "Церковь-сестра", которое обозначало православный мир, возникший в результате раскола тысячелетней давности.

"При Бенедикте XVI Церковь будет все больше замыкаться в себе"

Так считает один из главных идеологов "теологии освобождения" бразилец Леонардо Бофф. В свое время он был приговорен Йозефом Ратцингером к 18 месяцам "молчания". Кардинал вел тогда крестовый поход против уклонистов – адептов этой доктрины, проповедовавшей тезис о "предпочтительных условиях для бедных".

Интервью с Леонардо Боффом напечатала сегодня французская газета Liberation (с переводом материала знакомит сайт InoPressa.ru). Он комментирует восшествие на престол святого Петра немецкого теолога, который, прежде чем стать кардиналом и выступить с его осуждением, был его другом и даже помог с публикацией его диссертации.

Бофф разочарован выбором конклава. По его словам, Бенедикт XVI будет Папой преемственности, но в еще более радикальном смысле, чем им являлся Иоанн Павел II во всех областях: в отношении сексуальной морали, рукоположения женщин, доктрины Церкви в целом. Он предполагает также, что Церковь, которая должна существовать для мира и общества, сосредоточит внимание на самой себе, а не на важнейших вопросах, стоящих перед человечеством.

Если Католическая церковь не вступит в диалог с наукой, с другими религиями и Церквами, она будет все больше замыкаться в себе, в результате чего многие критически мыслящие христиане покинут ее. Это может усугубить упадок католицизма в мире, считает опальный теолог. Тем более, что многие католики уже не признают жесткую сексуальную мораль. Выбор конклава он объясняется тем, что 113 из 115 кардиналов обязаны своей пурпурной мантией Иоанну Павлу II. Поэтому они считают естественным продолжение консервативной и контрреформаторской линии в Церкви, сложившейся при Кароле Войтыле. Что касается выбора его имени, то, но, как полагает Бофф, это загадка: Бенедикт XV не был выдающимся Папой. Если не считать его попытки стать посредником между воюющими сторонами, чтобы положить конец Первой мировой войне.

Для Латинской Америки понтификат нового Папы никаких последствий иметь не будет. Этот регион уже взят под контроль, считает Бофф, имея в виду ослабление влияния "теологии освобождения", которая была очень популярна на континенте в 70-80-е годы. Вопрос уже решен Ватиканом.

Бофф является одним из 140 теологов, наказанных при Иоанне Павле II Конгрегацией вероучения, которую возглавлял Йозеф Ратцингер. "Он три часа допрашивал меня в Риме, - вспоминает Бофф, - куда я был вызван в связи с публикацией моей книги "Церковь, харизма и власть". Он был вежлив – он никогда не повышает тона, – но при этом очень суров: он приговорил меня к "гробовому молчанию" на срок, в течение которого я не имел права ни писать, ни говорить".

Крест преклонного возраста

Не успели еще Йозефа Ратцингера избрать новым Папой, как начались спекуляции вокруг его здоровья. Он-де слишком стар для такой громадной ответственности, говорят критики и, прежде всего, брат Ратцингера Георг. Другие уже задумались о потенциальных преемниках, пишет сегодня немецкий еженедельник Spiegel

"Я считаю, что не совсем стабильное состояние здоровья моего брата должно было побудить кардиналов выбрать несколько более молодого", – приводит издание слова Георга Ратцингера. Представление о том, что Бенедикт XVI достаточно крепок, не соответствует действительности.

"Это сказка, будто он крепок", – цитирует брата Süddeutsche Zeitung. В телепередаче, показанной по телеканалу ZDF, Георг, который на три года старше понтифика, пожелал новому Папе "в первую очередь здоровья".

Биограф Ратцингера Джон Аллен сказал американской телекомпании CNN, что понтифик, которому сейчас 78 лет, в 1991 году перенес кровоизлияние в мозг, поэтому он плохо видит левым глазом. Два года назад у Ратцингера было установлено истощение организма, однако, очевидно, он уже восстановился. "Теперь, кажется, он чувствует себя хорошо", – сказал Аллен. А епископ Йозеф Клеменс, бывший долгое время личным секретарем Ратцингера, говорит: "Дела у него идут очень хорошо".

Официально Папа Бенедикт XVI не страдает никакими хроническими заболеваниями. Тем не менее постоянно появляются сообщения о его продолжительной истории болезни. Говорят, что в начале 90-х годов он дважды лежал в больнице. Кроме того, итальянское информационное агентство ANSA хочет разузнать подробности падения, при котором в августе 1992 года Ратцингер получил травму головы. Он во время отпуска якобы поскользнулся в ванной. Кроме того, имеется информация о нескольких микроинсультах.

Бенедикт XVI за последние 265 лет является самым старым Папой, взошедшим на Святой престол. По сравнению со своими предшественниками в ХХ веке новый понтифик тоже явно стар: их средний возраст на момент выборов составлял 65 лет. Болен он, дряхл или вполне в форме – сам по себе возраст главы Церкви, очевидно, является достаточной причиной для спекуляций о возможных преемниках.

Уже прозвучало несколько имен кардиналов, которые из-за своей сравнительной молодости на последних выборах в расчет не принимались. Это Норберто Ривера Каррера (62 года, Мексика), Оскар Андрес Родригес Марадьяга (62 года, Гондурас), Кристоф Шенборн (60 лет, Австрия) и Анджело Скола (63 года, Италия). Очевидно одно: на следующем конклаве лучшие шансы будут иметь консерваторы – ведь пока дело дойдет до новых выборов, Бенедикт XVI своей кадровой политикой, скорее всего, создаст для этого почву, подчеркивает Spiegel.