Посланники Далай-ламы XIV прибыли в Тибет, где обсуждают вопрос о его возможном возвращении на родину, сообщает британская Independent (перевод материала публикует InoPressa.ru). Лоди Гьяри, фактический посол Далай-ламы в Вашингтоне, возглавляет делегацию, состоящую из четырех человек, которая прибыла в Китай неделю назад.
Это уже третий визит представителей Далай-ламы в Китай. Первый официальный контакт между правительством Далай-ламы в изгнании и китайскими властями был установлен в сентябре 2002 года.
Западные дипломаты полагают, что возобновление переговоров вселяет определенный оптимизм и надежду на то, что духовный лидер Тибета наконец-то сможет вернуться домой. "Впервые в Китае появился лидер, который хорошо знает Тибет", - сказал один из дипломатов.
Ху Цзиньтао, ставший главой Коммунистической партии Китая два года назад, был секретарем партийной организации Тибетского Автономного Района с 1988-го по 1992 год. Его предшественник, Цзян Цзэминь, в минувшее воскресенье ушел с последнего занимаемого им официального поста, предоставив Ху полный контроль над внешней и внутренней политикой.
Ху вполне может занять более примирительную позицию по отношению к Тибету и ко всем проблемам, связанным с этим регионом, что будет способствовать нормализации внутриполитической системы Китая и значительно улучшит его международный имидж.
Мэри Бет Маркей, руководитель организации Международная кампания в защиту прав Тибета, говорит: "Учитывая стремление Пекина позитивно представить себя в качестве мирового лидера на Олимпийских играх в Пекине в 2008 году, первые шаги по решению проблемы Тибета должны быть предприняты уже сейчас".
Правительство США неоднократно призывало китайское руководство провести переговоры по данному вопросу лично с Далай-ламой или его представителями. Подвижка в решении тибетского вопроса также необходима Китаю и для снятия эмбарго Европейского союза.
На следующей неделе начнется официальная поездка по Тибету представителей Евросоюза. Она будет первой начиная с 1998 года. Группа послов европейских стран будет собирать информацию относительно соблюдения прав человека в Тибете для подготовки к новому раунду переговоров между ЕС и Китаем.
Последняя поездка в Тибет представителей ЕС, состоявшаяся в мае 1998 года, обернулась несчастьем для обеих заинтересованных сторон. Совершенно неожиданно для членов делегации послов ЕС, во время их посещения печально известной тюрьмы Драпчи вспыхнул мятеж заключенных, который был подавлен подразделениями Народной вооруженной полиции Китая. Одиннадцать тибетских заключенных скончались через несколько недель после мятежа.
Все политические заключенные, находящиеся в Драпчи, до сих пор страдают от строгих ограничений, наложенных на них после того инцидента. Эти ограничения распространяются даже на тех, кто выражал свой протест сугубо мирным путем. По поступающим из Тибета сообщениям, некоторые политические заключенные все еще содержатся в особых карцерах. Но на этот раз послы ЕС не будут посещать тюрьму Драпчи.
Главной целью переговоров, проводимых Гьяри, является попытка выработать официальную доктрину, которая позволит Далай-ламе вернуться в Тибет лишь в качестве религиозный лидера взамен на признание Тибета суверенной территорией Китая.
Тибетцы добиваются предоставления гарантий, что Далай-ламе будет официально разрешено постоянно проживать во дворце Потала и что по возвращении он не превратится в фактического узника Пекина. Далай-лама желает осуществлять полный контроль над публикациями и редактированием всех религиозных текстов и обладать абсолютной властью в назначении настоятелей монастырей, а также контролировать выбор всех кандидатов, объявленных живыми воплощениями будд и бодхисаттв. Далай-лама также хочет получить полную свободу выезда из страны по собственному желанию и право свободно посещать все провинции и районы Китая, в которых проживают выходцы из Тибета. В настоящее время свыше семи миллионов тибетцев проживают за пределами Тибетского автономного района.
Правительственные чиновники, работающие в Тибете, опасаются, что авторитет Далай-ламы и его глубокое почитание всеми жителями Тибета может привести к тому, что, как только он поселится во дворце Потала, в его руках неизбежно сосредоточится вся верховная власть. Поэтому теоретическое разделение религии и государства будет невозможно поддержать и Коммунистическая партия Китая утратит свое влияние на жителей Тибета. Далай-лама официально отказался от своих амбиций и требований предоставить Тибету полную независимость в конце 1980-х годов и ограничился тем, что он называет "средним путем". В то время его посланники достигли некоторых успехов на переговорах с китайскими властями, но сближению обеих сторон препятствовал целый ряд протестов с требованием предоставления независимости Тибету. Тибетский вопрос стал еще более запутанным в результате борьбы между противниками компромисса и реформаторами в самом Пекине.
Находившийся до последнего момента у власти Цзян последовательно проводил твердую линию в отношении Тибета и Тайваня. В значительной степени его положение было прочным благодаря контролю над китайскими вооруженными силами. Теперь, когда Ху (который по возрасту на 16 лет моложе Цзяна) сменил его на посту председателя Центральной военной комиссии, у него появилась возможность проводить в Тибете более умеренную политику.
Когда начнутся официальные переговоры, дискуссия будет сосредоточена на знаменитом Соглашении из 17 пунктов, подписанном между тибетцами и китайскими коммунистами в 1951 году, когда Народная освободительная армия Китая заняла Тибет. Вскоре это соглашение было нарушено председателем Мао, который настаивал на распространении коммунистических идей среди всех жителей Тибета. В итоге в 1959 году тибетцы восстали, а Далай-лама был вынужден бежать в Индию, напоминает британское издание.