Архив NEWSru.com

Как уже сообщалось, накануне в Москве, в Центральном Доме журналистов, состоялась пресс-конференция "Индуизм в Москве: быть или не быть?", организованная Центром обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР). В ней приняли участие лидеры российских вайшнавов-кришнаитов, ученые-религиоведы и руководители индийских общественных организаций России, сообщает пресс-служба ЦОСКР.

По мнению организаторов пресс-конференции, необходимость такого обращения к СМИ и общественности вызвана "напряженностью, искусственно нагнетаемой рядом радикально настроенных околоправославных движений вокруг строительства в Москве индуистского храма", что проявилось, в частности, в проведении в минувшее воскресенье антикришнаитского митинга на Тверском бульваре.

Открывая пресс-конференцию, глава российских кришнаитов, президент ЦОСКР Бхактивигьяна Госвами (Вадим Тунеев) рассказал собравшимся журналистам об истории российского кришнаизма. Начавшись в 1971 г. с визита в Москву индуистского монаха Бхактиведанты Свами (1896-1977), движение кришнаитов сразу же оказалось под пристальным наблюдением спецслужб. После инспирированных КГБ судебных процессов свыше 100 последователей этой восточной религии было брошены в тюрьмы и спецпсихушки. На волне перестройки и под давлением мировой общественности кришнаиты были реабилитированы и освобождены из тюрем к 1988 г. В том же году Совет по делам религий официально признал кришнаитов и зарегистрировал Московское общество сознания Кришны, которое стало первой зарегистрированной религиозной организацией.

Госвами напомнил журналистам о традиционно добром отношении русских монархов к индусской вере в прошлые столетия. Так, Петр I в своих указах повелевал никоим образом не препятствовать духовной жизни индусов. А в начале прошлого столетия известным академиком Ольденбургом был даже разработан проект переноса вишнуитского храма из Индии в Санкт-Петербург (осуществиться этой затее помешала вспыхнувшая мировая война).

Приводя пример последствий разжигании вражды к кришнаитам, Госвами рассказал о погроме в Ростове-на-Дону 22 июня 1995 г., когда вдохновленные антисектантскими публикациями в прессе озверешие молодчики под командованием некоего "отставного" православного священника Сергия жестоко избили железными прутьями верующих, оказавшихся в тот час в храме Кришны. Один из пострадавших выжил лишь чудом, пролежав в бессознательном состоянии неделю.

По словам Госвами, в последнее время кришнаитам опять стали угрожать физической расправой. Он также высказал опасение, что разнузданная кампания против кришнаитов неизбежно перерастет в ненависть к индийской культуре. Вместе с тем Госвами считает, что "враждебное отношение к индуистам нельзя расценивать как позицию Русской православной церкви, а лишь как курс радикально настроенных кругов".

Председатель Руководящего совета ЦОСКР Радха Дамодар Дас (Сергей Зуев) выразил свое недоумение "живучестью мифа о размерах будущего храма, якобы превосходящих размеры главной православной святыни столицы - храма Христа Спасителя". Он вновь обратил внимание общественности на то, что проекту индуистского храма предстоит пройти согласование в соответствующих структурах правительства Москвы. С. Зуев указал также на то, что будущий храм будет расположен не на Ходынке, как это подается противниками индуизма, а вблизи Ленинградского проспекта - за несколько километров от места трагедии.

Еще одним мифом С. Зуев назвал попытку выставить кришнаитов "язычниками". Вишнуизм, который представляют российские кришнаиты, - это древнейшая монотеистическая религия в рамках индуизма.

Выступая перед журналистами, президент Ассоциации индийских студентов в России Б. Барах сообщил, что только в Москве учится несколько тысяч индийских студентов, которым необходим храм как духовная связь с родной культурой. Мэру Ю. Лужкову они направили уже свыше 800 писем благодарности за выделение земли под храм.

Известный религиовед, автор ряда справочников и монографий, доктор философии Сергей Иваненко высказался за решение спорных вопросов в отношениях между религиями только на уровне законности, а не на уровне эмоций. Он также указал на то, что "индуисты никогда не станут массовой религией в России", а потому "любые опасения совершенно беспочвенны".

Доцент кафедры сравнительного религиоведения РГГУ, индолог Борис Фаликов указал на полную несостоятельность обвинений, которые были выдвинуты в адрес кришнаитов устроителями митинга на Тверском бульваре. Опираясь на тщательный анализ вероучения, философии и религиозной практики кришнаитов, ученый делает вывод, что "ни о какой связи с индийскими фундаменталистами и речи быть не может". Б. Фаликов обратил внимание слушателей на то, что в Индии в настоящее время зреет новое понимание индуизма: многие убеждаются в том, что индусом может быть не только тот, кто родился индийцем, а всякий, кто принимает эту веру. Этим, в частности, объясняется то, что коренные индусы охотно посещают храмы Общества сознания Кришны - как в Индии, так и за рубежом. Б. Фаликов отметил также, что нападки на кришнаитов "наносят вред российско-индийским отношениям". "Более того, - заключил ученый, возвращаясь к событиям на Тверском бульваре, - "подобные акции вредят и православию. По существу, поиск "врага" это - контрмиссия православия, отнимающее энергию у миссионерской деятельности Церкви".