Управляющий делами Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ), член Экспертного совета Комитета Госдумы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций епископ Константин Бендас прокомментировал проверки церквей РОСХВЕ, проведенные накануне сотрудниками прокуратуры в рамках исполнения поручения Генеральной прокуратуры РФ о ревизии деятельности НКО, сообщает пресс-служба РОСХВЕ.
20 апреля закончился срок, отведенный Генеральной прокуратурой РФ территориальным органам для проведения проверки всех некоммерческих организаций, действующих на территории РФ, на предмет соблюдения ими законодательства о противодействии экстремизму.
По словам Константина Бендаса, из почти полутора тысяч религиозных организаций, входящих в состав РОСХВЕ, были проверены около четырехсот. Из них только одна является централизованной религиозной организацией, все же остальные - местные.
В подавляющем большинстве случаев со стороны осуществлявших проверки сотрудников прокуратуры не было высказано никаких существенных замечаний и не было выявлено никаких нарушений. В целом сам ход проверок был спокойным и достаточно доброжелательным.
В некоторых регионах состав проверяющих был усилен сотрудниками других ведомств, иногда это были представители местного управления юстиции, ФСБ, налоговых органов и даже МЧС и пожарной охраны. В ходе проверок порой возникали спорные вопросы, которые, однако, были успешно разрешены после консультаций с юридическим департаментом или руководством РОСХВЕ.
Отдельные моменты напряжения, которые с полным основанием можно определить как недоразумения, возникли, по словам Константина Бендаса, лишь в трех регионах.
Так, при проверке одной из религиозных организаций в Москве прокурор потребовал внести изменение в Устав организации, прописав в ее наименовании название централизованной религиозной организации, в которую входит данное МРО. То есть предлагалось поместить наименование "Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)" в название организации, где уже обозначена и организационно-правовая форма, и конфессиональная принадлежность, а принадлежность к централизованной религиозной организации (РОСХВЕ) обозначена в первом пункте Устава.
При этом прокурор ссылался на закон о некоммерческих организациях. Из этого стало очевидным, что, по всей видимости, ему ранее не доводилось проверять религиозные организации и вникать в закон "О свободе совести и религиозных объединениях", который является основным документом, регламентирующим деятельность религиозных организаций. С нашей стороны данное предписание прокуратуры было опротестовано, и, как можно надеяться, в положенные сроки прокуратурой города Москвы неправомерное требование будет отозвано.
Также пока не разрешилась ситуация в городе Орел. Там сотрудники прокуратуры абсолютно безосновательно запросили списки членов религиозной организации. Церковь своевременно ответила, что не может исполнить данное предписание, приведя в ответе все необходимые ссылки на Конституцию РФ, а также "Закон о свободе совести" и "Закон о персональных данных граждан РФ". Тем не менее предписание пришло повторно с формальным пояснением, что "у прокуратуры есть все полномочия запрашивать любую информацию". Никакой иной аргументации приведено не было.
"Я полагаю, что это просто "гордость служебная", разновидность "гордости житейской", как это именуется в Библии, - желание защитить "честь мундира". Сотруднику прокуратуры, наверное, стало обидно, что священнослужитель, пастор церкви, указал на его некомпетентность и недостаточное знание законов РФ. Я уверен, что и здесь все быстро решится", - отметил Константин Бендас.
Третий случай, почти анекдотический, относится к Дальнему Востоку. В Еврейской автономной области прокуратура обвинила местную религиозную организацию христиан веры евангельской (пятидесятников) в экстремистской деятельности. Причем никаких веских оснований в виде складов оружия, экстремистской литературы с призывами к насилию и изменению государственного строя и т.д., разумеется, обнаружено не было. Просто в Уставе церкви проверяющие увидели фразу о том, что "данная религиозная организация является добровольным объединением граждан Российской Федерации, образованным в целях совместного исповедания и распространения вероучения христиан веры евангельской (пятидесятников)". Прокуратура обратила внимание верующих на тот факт, что, в соответствии с положением части 1 статьи 8 Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", участниками религиозной организации могут быть не только граждане России, но и лица без гражданства, граждане иных государств, на законных основаниях проживающие на территории России. Проверяющие посчитали, что отсутствие полной формулировки из закона "О свободе совести" является экстремистской деятельностью.
"Видно, проверка в Еврейской автономной области вышла скучной, и для разнообразия в отчете необходимо было обнаружить хоть каких-нибудь экстремистов", - отметил с иронией епископ Бендас.
"Пятидесятнические церкви в стране имеют глубокие российские корни и в то же время являются частью мирового сообщества пятидесятнических церквей, насчитывающее сотни миллионов последователей. Наши церкви всегда открыты для представителей всех рас, национальностей и социальных групп. А "притянутое за уши" обвинение в экстремизме не может восприниматься серьезно, и я уверен, в скором времени также будет отозвано", - заявил представитель РОСХВЕ.
От имени церквей Объединенного союза он выразил благодарность сотрудникам прокуратуры и других ведомств за корректное поведение, профессионализм и объективный, основанный на действующем законодательстве, подход к проведению проверок. Константин Бендас выразил уверенность, что ответственные действия сотрудников правоохранительных органов, с одной стороны, и не менее ответственное и уважительное отношение к букве закона и к представителям государственной власти со стороны евангельских верующих, с другой, - служит залогом того, что в России созидается по-настоящему гражданское общество.