27 февраля у православных христиан начался Великий пост - самый долгий из четырех многодневных постов, установленных Русской православной церковью (РПЦ). Он продлится 49 дней и завершится в день великого праздника Воскресения Христова, который в нынешнем году придется на 16 апреля.
Великий пост связан с евангельским преданием о том, как Христос 40 дней постился в пустыне. Во время Великого поста верующие должны ограничивать себя в пище и полностью отказываться от алкоголя, отдавая предпочтение внутренней духовной жизни и подготавливая себя к встрече Пасхи.
Великому посту предшествовала сырная седмица (масленица), кульминацией которой является Прощеное воскресенье, отмечавшееся в этом году 26 февраля. В этот день Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чином прощения в храме Христа Спасителя в Москве, а затем благословил духовенство и мирян на прохождение Великого поста, сообщается на сайте патриархии.
О Великом посте
Восточная Церковь начинает Великий пост с понедельника, который называется Чистым. Порядок богослужений в период Великого поста отличается тем, что по понедельникам, вторникам и четвергам в храмах не служится литургия, а читаются и поются Часы. По средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров святого Григория Двоеслова, по воскресеньям - литургия святого Василия Великого, а по субботам - обычная, святого Иоанна Златоуста.
Особые службы совершаются: в пятницу первой недели - молебный канон великомученику Феодору Тирону и благословение колива, или кутии, - особого постного блюда, которое готовится из вареной пшеницы и меда для поминальной трапезы. В этот день приготовление колива совершается в воспоминание о том, что святой Феодор Тирон (сожжен на костре в 306 году), как повествует его житие, предупредил христиан Антиохии о приказе императора Юлиана Отступника окропить идоложертвенной кровью все продукты питания, продаваемые на городском рынке, посоветовал употребить в пищу коливо и тем самым спас христиан от осквернения. Далее особые богослужения совершаются в четверг пятой недели (чтение жития преподобной Марии Египетской и Великого канона святого Андрея Критского, а также в субботу пятой недели, называемой Субботой Акафиста (Похвала Пресвятой Богородицы).
В среду четвертой недели, на которую приходится середина Великого поста, отмечается Преполовение (слав. "половина") Святой Четыредесятницы.
Не считая Вербного воскресенья, на период Великого поста выпадают пять воскресных дней, и каждый из них посвящен особому воспоминанию. В первое воскресенье отмечается праздник Торжества православия. Этот праздник был установлен в Византии в первой половине IX века в память окончательной победы Православной церкви над всеми еретическими учениями, и особенно над иконоборческой ересью, осужденной Седьмым Вселенским собором в 787 году. Второе воскресенье называется Неделей светотворных постов. В богослужении этого воскресенья наряду с сокрушением о греховном состоянии человека прославляется пост как путь к внутреннему духовному очищению и озарению. Третье воскресенье получило название Крестопоклонной недели, так как посвящается прославлению Святого Креста и духовных плодов Крестной смерти Иисуса Христа как Спасителя мира. Четвертое воскресенье посвящено воспоминанию преподобного Иоанна Лествичника (I век), который в своем труде "Лествица рая" описал путь постепенного восхождения человека к духовному и нравственному совершенству. Пятое воскресенье посвящается воспоминанию и прославлению преподобной Марии Египетской (I век): согласно церковному преданию, путем покаяния она достигла такой высоты совершенства и святости, что уподобилась бесплотным ангелам.
Суббота шестой недели Великого поста, которая посвящается воспоминанию евангельского повествования о воскрешении Лазаря (Ин. 11: 1-44), получила название Лазаревой субботы. По учению Церкви, воскрешением Лазаря Иисус Христос явил Свою божественную силу и славу и уверил учеников в Своем грядущем воскресении и общем воскресении умерших в день Суда Божия.
В западной традиции Великий пост длится шесть недель. Он начинается в среду, получившую название Пепельной, поскольку в этот день после богослужения совершается обряд посыпания голов верующих пеплом в знак сострадания Иисусу Христу, умирающему на Кресте, а также покаяния и сокрушения за содеянные грехи, ради искупления которых Иисус и совершил эту Жертву. Затем следуют шесть недель Великого поста. Пять воскресных дней, выпадающие на этот период, посвящены воспоминаниям евангельских повествований о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Первое воскресенье (In-oca-it) посвящено воспоминанию сорокадневного пребывания Иисуса Христа в пустыне (Мк. 1:12-15); второе (Reminiscere) - воспоминанию преображения Христа (Мк. 9:2-10); третье (Oculi) - воспоминанию встречи Иисуса Христа с самарянкой (Ин. 4:5-42); четвертое (Laetare) - воспоминанию исцеления слепорожденного (Ин. 9:1-41); и пятое (Judica) - воспоминанию воскрешения Лазаря (Ин. 11:1-45). Все воскресенья Великого поста приравниваются по своей значимости к великим праздникам. Каждую пятницу Великого поста во всех храмах совершается особая процессия, называемая "Крестный путь", и поклонение Святому Кресту.
В первый день поста в храмах начинается чтение Великого покаянного канона Андрея Критского. Специально для этого богослужения в храмах вечерняя служба всю первую неделю поста начинается позже, чтобы люди успели на нее с работы.
Все службы Великого поста глубоко поэтичны. Чего стоит только молитва Ефрема Сирина "Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми", переложенная Пушкиным. А песнопения "На реках Вавилонских", "Покаяния отверзи ми двери" и многие другие прочно вошли в репертуар хоровых коллективов как высочайшие художественные произведения.
Что касается употребления пищи в Великий пост, то по правилам оно должно отличаться особой строгостью. Предписывается воздержание от мяса, вина, молока, сыра и яиц. Исключение составляют люди пожилого возраста, больные, маленькие дети, беременные и кормящие женщины, а также путешествующие. Между тем священники рекомендуют верующим в Великий пост индивидуальный подход - кто-то может максимально придерживаться строгих правил: все дни обходиться без мясной и молочной пищи и даже рыбы, которую можно употреблять в особые праздники, а кто-то способен себя ограничить лишь в мясных блюдах, да и то не все дни. Главное, как отмечал святой Силуан Афонский, были бы силы на молитву.