Euronews

Польский священник Конрад Хеймо, который долгое время был одним из близких сотрудников Папы Римского Иоанна Павла II в Ватикане, спешно отбыл в Варшаву. Об этом итальянскому агентству ANSA стало известно из польских религиозных источников в Риме, сообщает РИА "Новости".

По информации из этих источников, священник намерен лично прояснить ситуацию, возникшую в связи с обвинениями в его адрес в сотрудничестве со спецслужбами социалистической Польши.

Эти обвинения предъявил Хеймо накануне Леон Кирес - сотрудник польского Национального института памяти (НИП), занимающегося преступлениями нацистов и коммунистов.

Как сообщает сегодня итальянская газета La Repubblica (перевод материала - на сайте InoPressa.ru), несколько дней назад Кирес объявил о своих подозрениях, и вот теперь под нажимом своих ближайших соратников руководитель НИП назвал его имя: Конрад Хеймо.

Отец Хеймо, 69-летний польский священник-доминиканец, работал в Риме с 1979 года, а с 1984 года председательствовал в папском центре Corda Cordi, организованном для польских паломников. Еще несколько лет назад этот центр располагался в двух шагах от Ватикана.

"Из документов наших архивов следует, что отец Конрад Станислав Хеймо в 80-е годы был сотрудником службы безопасности Польской Народной Республики и под псевдонимом "Хейнал" и "Доминик" передавал информацию о Кароле Войтыле", – сообщил президент НИП, организации, основанной несколько лет назад для сохранения архивов различных шпионских служб, которые в коммунистическую эпоху действовали среди поляков и подчинялись министерству внутренних дел.

"Абсурдные обвинения", – сразу же ответил через польское телевидение отец Хеймо. Никто не знает, где он в настоящее время находится, некоторые предполагают, что он уже летит в Польшу.

Это сообщение настолько взволновало польских журналистов, присутствовавших на пресс-конференции Киреса, что многие из них не услышали уточнения, сделанного профессором Анджеем Пачковски (сотрудник Киреса). По его словам, отец Конрад не фигурировал в архивах службы безопасности как "шпион", он значился как "оперативный контакт", иными словами, как важный источник информации для польских спецслужб, и это вовсе не значит, что он был завербован этими службами. Пачковски также сказал, что досье Хеймо в НИП насчитывает 700 страниц.

"Их было очень много, тех, кто бродил по Риму в поисках информации, некоторых я знал и даже могу назвать их имена", – сказал Хеймо в интервью польскому телевидению. Отец Конрад известен многим польским верующим, приезжавшим в Рим, он помогал им встретиться с Папой. Многие вспоминают его с благодарностью.

В круг его обязанностей в Ватикане входило, в частности, сопровождение на аудиенции польских паломников – как приезжавших группами, так и самостоятельно. Помимо входных билетов на папские мессы и общие аудиенции по средам (отец Конрад готовил подробные списки приехавших, которых потом представляли Папе), он должен был сопровождать, всегда с согласия канцелярии понтифика, отдельные группы, приезжавшие из Польши на личные аудиенции, которые Папа до своей болезни проводил для своих соотечественников. На этих аудиенциях он фотографировался с каждым из них.

Это "право" Хеймо привлекало многих поляков, которые очень часто через него получали возможность увидеться с Папой, и именно у Хеймо они пытались получить информацию о понтифике. Хеймо рассказывал то, что знал. Для людей эти рассказы нередко были очень интересными и необычными. Но в действительности эти сведения ограничивались лишь некоторыми подробностями о занятиях и перемещениях Папы, потому что Хеймо, по мнению польских экспертов, не имел доступа к другой информации.

"Он публично рассказывал все, о чем знал, я никак не могу понять, о чем идет речь", – прокомментировал разоблачения НИП монсеньор Тадеуш Перонек, бывший ректор Академии теологии в Кракове. Но не исключено, что для коммунистических спецслужб Польши и такая информация была очень ценной, заключает La Repubblica.