В случае признания найденных недавно останков двух детей Николая II подлинными Московский Патриархат может изменить свою позицию по вопросу о подлинности останков, захороненных в 1998 году в императорской усыпальнице Петербурга.
"При подтверждении подлинности новой екатеринбургской находки некоторые серьезные сомнения Церкви могут быть отброшены, и, в принципе, не исключена возможность, что доказательство подлинности этих останков может повлиять на то, что позиция Церкви изменится", - заявил сегодня агентству "Интерфакс" профессор Петербургской духовной академии, член синодальной комиссии по канонизации святых Русской православной церкви протоиерей Георгий Митрофанов.
В постановлении Синода в 1998 году, напомнил он, говорилось, что обнаруженные в 1979 году "екатеринбургские останки" пока не могут быть признаны, так как остаются определенные сомнения в их подлинности. Одной из причин того, что Церковь отказалась признать найденные в 1979 году "царские останки" подлинными, было существование сразу двух основных версий у следствия. Первая была результатом исследований Николая Соколова, обнаружившего в 1918 году два кострища, на которых, возможно, были уничтожены останки. Согласно второй, останки удалось обнаружить уже в наше время, однако среди них не было найдено останков царевича Алексея и великой княжны Марии, которые предположительно обнаружили летом 2007 года.
Церковью были выдвинуты дополнительные вопросы, ответы на которые должны были прояснить ситуацию в полной мере, напомнил Георгий Митрофанов. По его словам, христианскую Церковь часто упрекают в том, что она бездумно принимаем любые останки за святые мощи. "В данном же случае наше священноначалие попыталось занять более строгую позицию, как раз исходя из того, что подлинность "первых екатеринбургских останков" обосновывалась чисто научными исследованиями, которые даже с точки зрения самих ученых всегда рассматриваются как относительные", - отметилсвященник.
"Самое главное, - подчеркнул он, - определение Синода не считало этот вопрос закрытым, и сейчас то, что произошло, вполне может привести к тому, что позиция Церкви изменится. Но для этого нужно, чтобы исследование проходило спокойно и гласно". При этом член комиссии по канонизации заметил, что, в отличие от первых раскопок, нынешние раскопки происходили "гораздо более основательно", в них участвовали представители разных организаций, в том числе конкурирующих между собой.
"Информация из Екатеринбурга сейчас поступает достаточно четкая, и я надеюсь, что при нынешних исследованиях не будет той определенной закрытости и активных споров между самими учеными, которые мешали бы определению церковной позиции", - сказал священник. "Таким образом, - резюмировал он, - мне кажется, то, что сейчас происходит, может приблизить нас к окончательному разрешению этого вопроса".
Великая княгиня Мария Владимировна относится к новой находке с большой осторожностью
Между тем, как отмечает сегодня газета "Новые Известия", обнаружение под Екатеринбургом предполагаемых останков двух детей последнего российского императора стало главной сенсацией минувшей недели. По словам криминалистов, о результатах экспертизы станет известно в конце года. Но уже сегодня звучат громкие заявления о том, что в подлинности останков нет сомнений. Сообщение о находке совпало с очередным визитом в Россию главы Дома Романовых великой княгини Марии Владимировны (на фото), давшей "Новым Известиям" свое первое интервью на эту тему.
По словам собеседницы газеты, о сомнениях говорить пока рано. Однако опыт предыдущей истории с так называемыми "екатеринбургскими останками", которые ныне погребены в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, заставляет относиться к новой находке с большой осторожностью. Необходимо проведение убедительной, максимально честной экспертизы, с обнародованием всех данных и с учетом мнения представителей РПЦ (так как царская семья причислена к лику святых) и Российского императорского дома, поскольку члены семьи великой княгини являются родственниками царственных новомучеников.
Расследование Госкомиссии, а также результаты экспертизы, проведенные десять лет назад, не были убедительными, считает Мария Владимировна, хотя в этом и пытались убедить всех вокруг. "Независимая комиссия, в которую входили князь Щербатов, а также господа Колтыпин и Магеровский, не согласилась с выводами госкомиссии. Вследствие чего Патриархом было сформулировано десять вопросов к госкомиссии, на которые, увы, так и не был получен удовлетворительный ответ. И потому мы не считаем останки, захороненные в Петербурге, принадлежащими Николаю II и его семье", - сказала великая княгиня.
В основе утверждений оппонентов представителей Дома Романовых о подлинности екатеринбургских останков и новой находки, по мнению Марии Владимировны, лежат "какие-то политические интересы". "Кто-то хочет навсегда закрыть эту страницу истории. Но без акта покаяния такое невозможно. Без покаяния снова будет политическое шоу. И народ это ощущает, чувствует, что его вводят в заблуждение", - убеждена она.
По мнению великой княгини, странным кажется не только то, что новая находка обнаружена в преддверии 90-летия расстрела царской семьи, но и то, почему эта находка не была сделана, когда вся мощь государства была брошена на проведение исследований.
Как полагают, это было связано с тем, что записка Юровского, в которой говорится о месте, где им и его подельниками зарыты кости наследника и великой княжны, была недоступна. И вот именно теперь доступ к ней открылся?!
"Эта записка Юровского имеет уже столько редакций - разобраться трудно. В то время как мы знаем и о другом, о словах Войкова, одного из организаторов расстрела царской семьи, имя которого по сей день носит станция Московского метро: "Мир никогда не узнает, что мы с ними сделали", - рассказывает Мария Владимировна.
Относительно версии о том, что царская семья (или, по крайней мере, кто-то из нее) вовсе не была расстреляна собеседница газеты, заявила, что "все это было или плодом воображения, или результатом душевного нездоровья тех или иных людей или же, к сожалению, нравственной нечистоплотностью тех, кто посмел спекулировать на столь трагическом эпизоде истории".
В эмиграции ходила также версия , что головы жертв были отрублены и в заспиртованном состоянии хранились в Кремле. Но пока никто не видел описи вещей из кремлевского кабинета Ленина. Полная опись никогда не была открыта, так что говорить на эту тему не имеет смысла, отмечает великая княгиня, подчеркнувшая, завершая интервью, что готова сотрудничать с комиссией, которая займется исследованием новых останков.