28 декабря по Григорианскому календарю Римско-католическая церковь отмечает День святых невинных младенцев вифлеемских. В Русской православной церкви этот день вспоминается 29 декабря по старому или 11 января по новому стилю. В храмах в этот день священники благословляют детей.
Святыми младенцами вифлеемскими считают младенцев мужского пола, появившихся на свет около времени рождения Иисуса. Согласно Евангелию от Матфея (глава 2, стих 16), царь Ирод приказал убить их, узнав от волхвов о рождении Мессии. Злобный правитель хотел устранить Иисуса как потенциального претендента на свой трон, однако младенцу Иисусу удалось избежать смерти, так как святой Иосиф ушел с семьей в Египет.
Между тем христиане почитают святых младенцев как мучеников, полагая, что всякий, кто был убит из ненависти ко Христу, должен рассматриваться как мученик, даже если он не подозревал о смысле происходящего.
Как сообщает РИА "Новости", ежегодно 28 декабря тысячи католических паломников из Европы и Америки приезжают во французский город Брантом к мощам святого Сикария - одного из убиенных вифлеемских младенцев.
Мощи святых младенцев были обретены в Вифлееме в 313 году святой Еленой, матерью Константина Великого.
Начиная с V века Константинопольская, а затем и остальные христианские церкви стали праздновать память святых невинно убиенных младенцев. Их мощам поклонялись в трех великих центрах восточного христианства - Константинополе, Антиохии и Александрии. Нетленные останки одного из младенцев были переданы в дар римским епископам, будущим понтификам Католической церкви. Позднее папа римский Стефан II передал их французскому королю Пипину Короткому. В 770 году Карл Великий поместил их в монастыре в Брантоме, расположенном на юго-западе Франции в области Перигор недалеко от Пиренеев. Именно в Брантоме младенец получил свое имя - святой Сикарий, что дословно означает "павший от ножа".
Паломничества в Брантом совершались из года в год почти тысячелетие. Во время Великой французской революции, когда новая власть начала борьбу с христианством, уничтожая святые реликвии, мощи были спрятаны в одну из древнейших пещер, находящихся на территории монастыря. После окончания наполеоновских войн мощи святого Сикария вновь заняли свое место в монастырской церкви, где и пребывают в настоящее время, привлекая многочисленных паломников перед праздниками.
Считается, что обращенные к святому Сикарию молитвы помогают новорожденным и малолетним справиться с болезнями.
Отметим, что об избиении вифлеемских младенцев повествуют не только канонические евангельские тексты, но и так называемые апокрифические "евангелия детства": "Протоевангелие Иакова" и "Евангелие Псевдо-Матфея", сообщает "Свободная энциклопедия".
Наиболее подробно этот эпизод описан в протоевангелии, возникновение которого относят ко второй половине II века. Кроме повторения рассказа евангелиста Матфея, в апокрифе содержатся подробности о спасении Иоанна Крестителя его матерью праведной Елизаветой.
"Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына ее), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила ее. И свет светил им, и ангел Господен был вместе с ними, охраняя их", - гласит апокрифический текст.
Существует богословское объяснение вифлеемской истории. Архиепископ Феофилакт Болгарский, живший в середине XI - начале XII веков, в своем толковании Евангелия от Матфея пишет, что избиение младенцев произошло по промыслу Божьему, о чем свидетельствует приводимое у Матфея пророчество Иеремии. По его мнению это было совершено, "чтобы обнаружилась злоба Ирода". В отношении же самих жертв Феофилакт пишет: "Притом младенцы не погибли, но сподобились великих даров. Ибо всякий, терпящий здесь зло, терпит или для оставления грехов, или для умножения венцев. Так и сии дети больше увенчаны будут".
Церковное предание указывает различное количество погибших младенцев; в византийской традиции принята цифра 14 тысяч, в сирийской - 64 тысячи, встречается и символическая цифра 144 тысячи (12 в квадрате, соответствует числу запечатленных в Апокалипсисе, по 12 тысяч от каждого из 12 колен Израиля).
Богословы отмечают, что сам факт избиения младенцев упомянут только Матфеем, а такой летописец, как Иосиф Флавий, об этом не упоминает. Все это заставляет ученых ставить под сомнение данный факт. Но поскольку жестокость Ирода нашла отражение у других историков, то часть из них соглашается, что убийство младенцев могло быть осуществлено по приказу царя, но число их было гораздо менее значительным. Действительно, по наиболее вероятным подсчетам население всего Вифлеема в те времена не превышало 1000 человек, соответственно, при рождаемости, составлявшей 30 детей в год, младенцев мужского пола в возрасте до двух лет должно было найтись никак не более 20.
Тем не менее сторонники большого количества убитых младенцев обычно ссылаются на приведенные Матфеем слова Иеремии о "вопле великом" и заявляют, что жертв было гораздо больше.
Евангельское избиение младенцев нашло отражение в живописи. Правда, в раннехристианском искусстве этот сюжет достаточно редок. Например, известна мозаика римской церкви Санта Мария Маджоре, датируемая V веком. На ней представлен царь Ирод, сидящий на троне с нимбом у головы - знаком царского величия. Он дает своим воинам знак умертвить младенцев. Рядом же изображена толпа женщин с распущенными в знак печали волосами, которые держат на руках детей. Эта мозаика не показывает кровавую сцену убийства, а лишь дает намек на предстоящее событие.
Начиная с эпохи Возрождения художники старались изобразить драматизм этой сцены, акцентируя внимание на самом убийстве младенцев и горе их матерей: вооруженные воины выхватывают детей из рук их плачущих матерей, множество убитых, окровавленных детей лежат на земле. В этих сценах часто присутствует и сам Ирод, наблюдающий за расправой либо с балкона (как у Джотто), либо сидя на троне, установленном на возвышении (у Маттео ди Джованни).
В соответствии с апокрифическим рассказом в сцене избиения младенцев иногда изображается праведная Елизавета, убегающая от воинов со спрятанным в складках ее платья маленьким Иоанном Крестителем. Иногда там присутствуют изображения ангелов с пальмовыми ветвями (у Гвидо Рени) - символом мученичества младенцев.