www.itu.dk

Призрак исламизированной Европы, в которой доминируют мусульманские ценности, стал любимым коньком американского историка Бернарда Льюиса. 90-летний ученый, родившийся в Великобритании в еврейской семье, доцент Принстонского университета (США), является одним из самых известных знатоков исламского мира.

29 января в интервью газете Jerusalem Post он сказал, что ислам очень скоро может стать "доминирующей силой" в Европе, потому что "из-за политкорректности европейцы отказались вести сражение за главенство своей культуры и религии". Он предупредил, что скоро актуальным станет вопрос: "Будет ли Европа исламизированной или ислам европейским?", отмечает сегодня итальянская Corriere della Sera (полный текст на сайте InoPressa.ru)

В июле 2004 года в интервью немецкой газете Die Welt Льюис уже посылал сигнал тревоги: "Европа станет частью арабского запада, Магриба, – сказал он тогда. – Такой вывод мы можем сделать, исходя из данных иммиграции и уровня рождаемости. Европейцы вступают в брак поздно и не заводят детей, или имеют их мало. Между тем отмечается высокий уровень иммиграции: турков в Германию, арабов во Францию, пакистанцев в Великобританию. Они рано вступают в брак и имеют много детей. Исходя из нынешней тенденции, большинство населения Европы, самое позднее, к концу XXI века, будет мусульманским". В ходе дискуссии, разгоревшейся после появления таких комментариев, Басам Тиби, умеренный обозреватель сирийского происхождения, иммигрировавший в Германию, заявил, что "проблема не в том, будет ли мусульманским европейское большинство, а в том, какой ислам одержит верх, шариатский или европейский".

Льюис, как кажется, вновь возвращается к этой проблеме, но теперь уже не уточняет, что нас ждет. С одной стороны, "европейцы теряют верность собственным принципам и веру в себя. У них нет уважения к собственной культуре", говорит он. С другой стороны, мусульмане могут утвердиться как доминирующая сила "через иммиграцию и демократию", предупреждает Льюис, и это довольно тревожная перспектива, "принимая во внимание растущую поддержку экстремизма и терроризма в исламском мире". В прошлом профессор уверял, что верховенство исламских фундаменталистов может привести к "краху Запада" или "расовой войне", которая может уничтожить обе стороны. Но в этот раз он не излагает детали.

Точка зрения Льюиса на отношения между мусульманами и христианами в Европе со временем претерпела изменения. В 1993 году в Islam and Liberal Democracy он писал: "Широкое большинство мусульман, иммигрировавших в Западную Европу и в Северную Америку, не питает интереса и не имеет связей с экстремистскими или революционными движениями. Напротив, эти иммигранты все активнее участвуют в демократических процессах принявших их стран и поддерживают контакты с родиной. Ментальность, которую они обретают в результате их демократического опыта, может стать одним из самых важных факторов политического будущего исламского мира".

После 11 сентября, однако, Льюис стал приверженцем жесткой линии и поддержал войну Буша с терроризмом. Он объяснил, что если эта война потерпит неудачу, то и Европа может оказаться поверженной. Он заявил, что наступлению фундаментализма способствуют сами западные ценности: "Отделение Церкви от государства лишь на руку экстремистам, потому что это дает им возможность контролировать религиозное образование". Такие эксперты, как француз Оливье Руа, автор Global Islam, критикуют Льюиса: "Политкорректность помогает исламу доминировать в Европе? Но Европа вовсе не политкорректна, – сказал он газете Corriere della Sera. – Намного более политкорректна Америка. Достаточно вспомнить о суровых выпадах против хиджаба в Великобритании и в Нидерландах. Льюис – историк и, будучи историком, со временем нашел убежище в прошлом. Он утратил контакт с реальностью и стал в большей степени мистиком, например, предсказал в августе прошлого года Апокалипсис".

В статье в Wall Street Journal Льюис написал, что 22 августа 2006 года в годовщину Мираджа (путешествия Мухаммеда в Иерусалим, где он вознесся на небеса) "следует ожидать того, что Иран попытается покончить с Израилем и наступит Апокалипсис". С тех пор в глазах многих ученых он потерял авторитет.