St. Petrikirche zu Lübeck

Разноцветные светящиеся витражи с библейскими мотивами в бывшей церкви св. Мартина в Билефельде еще напоминают о ее первоначальном предназначении. Когда-то культовое здание, 1898 года постройки, предстало в новом обличии: из него вынесены темные дубовые скамьи, наружные стены выкрашены в серый, красный и золотой цвета, там, где раньше находился орган, сейчас располагается бар. Бывшая евангелическая церковь превращена в ресторан. Так начинает сегодня рассказ о проблеме, касающейся судьбы культовых зданий в Германии, газета Die Welt (перевод на сайте InoPressa.ru).

Продажа церквей и их перепрофилирование в рестораны, квартиры, офисы или учреждения культуры в Германии уже давно не редкость, отмечает в статье корреспондент информационного агентства Евангелической церкви (EPD). Например, церковь св. Петра в Любеке с 1980-х годов сдается для проведения приемов. В Виллингене церковь превратилась в кафе. В церкви св. Иоанна в Вайле-на-Рейне разместилась городская библиотека, а в построенной 200 лет назад деревенской церкви в бранденбургском Миллове открылся филиал сберегательной кассы.

Основные причины перемен – это сокращение членов церковной общины и вытекающие отсюда финансовые проблемы: или нужда в церковном здании отпадает, или пустая касса общины не в состоянии обеспечить его содержание. Существует избыток церковных зданий, построенных в основном в послевоенное время и нуждающихся в капитальном ремонте, говорит теолог Маркус Ничке из берлинского архитектурного бюро "D:4", которое специализируется на продаже и перепрофилировании культовых зданий. Ничке считает, что на продажу может быть выставлена каждая десятая из 35 тысяч церквей Германии.

О большом объеме продаж сообщило недавно католическое епископство Эссена, которое хочет расстаться с третью из 300 своих культовых зданий. В других епископствах, например в Аахене и Кельне, некоторые церкви были переданы православным общинам. "Ведь церкви – это свидетельство веры, поэтому их перепрофилирование – крайняя мера, и прибегать к ней можно только тогда, когда альтернативой является снос ", – говорит представитель Кельнского архиепископства Кристоф Хекелей. Евангелический суперинтендант Кельна Эрнст Фей продаже или сносу тоже предпочитает сдачу церквей в аренду христианским религиозным общинам или другим организациям, для использования в культурных целях.

Евангелической церковью в Рейнланд-Пфальце в течение последних 20 лет было продано или снесено около 40 церквей. В Вестфалии было перепрофилировано 30 из 900 евангелических церковных зданий. Их новое предназначение не должно противоречить особому характеру церкви, подчеркивает председатель вестфальского евангелического общества Альфред Бус. Возражений против перепрофилирования в заведения общественного питания как места для общения у него нет. Зато и протестанты, и католики категорически против преобразования церковных зданий в мечети.

"Первая эйфория от продажи церковных зданий уже прошла", – говорит Ничке. Крупные риелторские компании быстро охладели к "ходьбе по инстанциям". Переговоры с общинами и церковниками длятся долго. Церковные здания зачастую находятся под охраной как исторические или архитектурные памятники. Расходы на реставрацию и эксплуатацию помещений, часто не приспособленных под нужды инвалидов, огромны.

Ничке считает, что рынок недвижимости перенасыщен историческими зданиями. Например, Берлин изобилует известными объектами, которые город был бы не прочь сдать, например, собирателям предметов искусства. "Церковь еще должна свыкнуться с этой мыслью и выходить на заинтересованных лиц по собственному почину", – говорит Ничке, который ежегодно консультирует по этому вопросу около полутора десятков общин.

Билефельдский ресторан в бывшей церкви св. Мартина эксперты считают образцовым. Его хозяин Ахим Фиолка согласовывал проект ресторана с церковной общиной вплоть до его названия. За ветхое здание он заплатил символическую цену – 1 евро – но вложил в его реконструкцию 2 млн. Арендная плата за землю в соответствии с договором распределяется следующим образом: 80% евангелической церкви Билефельда, 20% – общине.