Епископ РПЦ Тихон (Шевкунов), более известный в СМИ как "личный духовник Путина", хотя сам он отказывался от этого звания, призвал не усматривать антисемитского подтекста в версии о ритуальном убийстве последнего российского императора Николая II, к которой, по его словам, в РПЦ относятся очень серьезно.
Он пояснил, что речь идет о "ритуальном возмездии" большевиков-атеистов, передает "Интерфакс". "Никто не упомянул ни о национальности, ни о религиозной принадлежности расстреливавших", - сказал секретарь патриаршей комиссии по "екатеринбургским останкам" в четверг, 30 ноября, на брифинге в Москве в перерыве Архиерейского Собора, где обсуждались промежуточные итоги исследования останков.
Шевкунов напомнил, что из восьми человек, которые участвовали в том расстреле, только Яков Юровский был нерусским, но и он отказался от религиозных взглядов своей нации и был атеистом.
"Вся наша комиссия возмущена попытками обвинить нас в антисемитизме", - заявил епископ. По его словам, это "подлая провокация". "Мы видим, как фабрикуется проблема, как она становится фактом дестабилизации общества", - добавил епископ Тихон.
О том, что расстрел царской семьи был ритуальным убийством, якобы проведенным по приказу руководства большевистской партии, Шевкунов заявил 27 ноября.
Это высказывание было принято в штыки, поскольку под ритуальным убийством царя традиционно понимается одна из конспирологических версий, согласно которой организатор и участник расстрела Яков Юровский планировал его как ритуальное убийство или даже некий "каббалистический" ритуал. Якобы "евреи-большевики", в частности Яков Свердлов, сделали это с целью покорения христианского мира. По словам Шевкунова, у значительной части церковной комиссии нет сомнений в том, что это так и было. Спикер Федерации еврейских общин России Борух Горин выразил крайнюю обеспокоенность в связи с версией о ритуальном убийстве царской семьи, назвав это предположение "диким" и "абсурдным".
Он отметил, что "мифы о существовании ритуального убийства имеют отношение к самым разным культам и религиям", но в российской истории и в истории вокруг царской семьи и проходящего за несколько лет до этого "дела Бейлиса" это "абсолютно юдофобский миф, который использовали в антисемитской пропаганде несколько десятилетий", и именно поэтому евреи относятся к этому с огромной озабоченностью.
"Обвинение евреев в ритуальном убийстве - один из самых древних антисемитских наветов. Он многократно служил причиной преследований, жертвами которых становились сотни и тысячи человек. Но каждый раз, когда эти обвинения рассматривали люди, не зараженные антисемитскими предубеждениями, выяснялось, что этот навет лжив", - заявил президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Александр Борода.
Сенатор Людмила Нарусова предупредила, что версия о ритуальном убийстве царской семьи способствует разжиганию межнациональной вражды. "Мы помним "дело Бейлиса", кровь христианских младенцев. На том основании, что расстрел производил Юровский - еврей по национальности, говорить о ритуальном убийстве, на мой взгляд, извините пожалуйста, но это уже возврат к какому-то мракобесию", - сказала Нарусова 28 ноября на заседании комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству.
Несмотря на это Следственный комитет РФ, который в 2015 году возобновил расследование обстоятельств убийства семьи последнего российского императора Николая II, эксгумировав их останки в Петропавловском соборе Петербурга, планирует провести новую психолого-историческую экспертизу, чтобы выяснить, не был ли расстрел царской семьи ритуальным убийством.
Шевкунов подчеркивал, что эта версия должна быть доказана и обоснована. "Это надо доказать и обосновать. То, что императора, пусть даже и отрекшегося, убивают таким образом, то, что жертвы были распределены по убийцам, о чем свидетельствует [Яков] Юровский, и что многие хотели быть цареубийцами, уже это говорит о том, что для многих это был особый ритуал", - пояснил епископ Тихон.
От начавшегося 29 ноября Архиерейского собора ждали оглашения итогов расследования обстоятельств гибели семьи последнего российского императора Николая II и мнения церкви о подлинности останков, но в РПЦ предупредили, что окончательного мнения церкви по этому поводу не стоит ждать до завершения всех исследований и экспертиз.