В отношениях Украины и России назревает новый религиозный скандал. Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) может получить статус "репрессированной", подкрепленный государственными льготами по распоряжению землей и имуществом. С такой инициативой к президенту Украины Виктору Ющенко намерен обратиться Ивано-Франковский областной совет.
В Русской православной церкви (РПЦ) убеждены, что речь идет о продолжении "агрессивной экспансии" греко-католиков на православие, говорится в сегодняшней публикации "Коммерсанта". По информации газеты, этот вопрос будет поднят во время предстоящего визита в Киев Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
На местном уровне названный статус уже присвоен УГКЦ решением Ивано-Франковского областного совета. Как сообщил газете канцлер управления Ивано-Франковской и Галицкой епархии УГКЦ Владимир Чорний, c ходатайством к облсовету обратился греко-католический епископ Владимир Вийтышин. В постановлении облсовета указано, что речь идет о восстановлении исторической справедливости: в марте 1946 года УГКЦ была ликвидирована советской властью, а ее приходы были насильственно присоединены к Московскому Патриархату.
Статус репрессированной, говорится в постановлении облсовета, даст Церкви право на государственные льготы - в земельных и имущественных отношениях. "На протяжении последних семнадцати лет решением местных органов власти УГКЦ возвращалось принадлежавшее ей ранее имущество. Но до последнего времени для этих действий не было формального основания. Теперь передача имущества УГКЦ узаконена статусом репрессированной Церкви", - уточнил "Коммерсанту" председатель облсовета Игорь Олийнык.
Решение региональных украинских властей произошло на фоне длительного противостояния греко-католиков и Украинской православной церкви Московского Патриархата (УПЦ МП). В УПЦ МП регулярно звучат жалобы на то, что греко-католики не только притесняют православных на западе Украины, но и пытаются расширить свое влияние на канонических территориях Московского Патриархата.
В этом контексте РПЦ отнеслась к инициативе украинского региона с недовольством. "Действительно, к греко-католикам при советской власти применялись репрессии, - считает заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Всеволод Чаплин. - Но удивляет избирательность подхода. Такие же репрессии переживали все религиозные общины. Если говорить о репрессированных Церквах, надо начинать с православной. Она переживала репрессии все годы советской власти, которая на Западную Украину пришла с 20-летним опозданием".
Секретарь ОВЦС МП по межхристианским отношениям священник Игорь Выжанов считает, что решение Ивано-Франковского облсовета следует рассматривать в межконфессиональном аспекте: "Парадоксальным образом, обретя свободу, Украинская греко-католическая церковь сама стала гонительницей православных. Из мученицы превратилась в мучительницу. Речь идет не только о покушениях на православные храмы в 90-х, но и о притеснении действующих православных приходов, о препятствовании строительству новых храмов".
По мнению отца Игоря Выжанова, греко-католики на Украине проявляют "неадекватные амбиции" и занимаются "агрессивной экспансией", стремясь к национальному статусу при небольшом представительстве. "Непонятный миссионерский запал - распространить влияние на всю Украину. Чего стоит один перенос кафедры из Львова в Киев, притом что католиков в Киеве почти нет. Проблемы закончатся, когда греко-католики отдадут себе отчет в том, что являются узколокальным явлением запада Украины".
Межконфессиональные отношения на Украине, считают в РПЦ, осложнены позицией руководителей украинского государства. Так, президента Виктора Ющенко принято считать сторонником идеи украинской церковной автономии путем поощрения Церквей, независимых от Московского Патриархата: Украинской православной церкви Киевского Патриархата под руководством Филарета (Денисенко), Украинской автокефальной православной церкви, тяготеющей к Константинополю, и греко-католиков, находящихся в юрисдикции Ватикана.
Ивано-франковские депутаты намерены обратиться к президенту Украины Виктору Ющенко с просьбой общегосударственного признания особого статуса Украинской греко-католической церкви. И в РПЦ не исключают, что президент пойдет им навстречу: "Мы знаем позицию нынешней украинской власти - она поддерживает все, что задумано в пику Москве".
В секретариате президента Украины "Коммерсанту" сообщили, что обращение облсовета еще не поступило, но будет рассмотрено в установленном порядке. А Владимир Яворивский, председатель комитета верховной рады по вопросам культуры и духовности, не исключил, что его комитет способен инициировать принятие подобного решения. "Я думаю, что авторы этого документа решили действовать поэтапно - сначала во Львове (в декабре 2008 года львовские власти заявили о готовности присвоить УГКЦ особый статус, вернуть земли, отобранные в советское время, и предоставить льготные арендные условия. - Прим. ред.), потом в Ивано-Франковске, затем они могут обратиться в Верховную раду", - считает украинский парламентарий.
По информации "Коммерсанта" из секретариата РПЦ, вопрос взаимоотношений греко-католиков и православных на Украине войдет в повестку предстоящего визита Патриарха Кирилла в Киев. "Украина остается горячей точкой Русской православной церкви. И события, подобные нынешнему, не слишком улучшают отношения между РПЦ и Ватиканом", - сообщили газете в секретариате РПЦ.
Украинская греко-католическая церковь - одна из Восточных католических церквей. Она возникла в результате заключения Брестской унии (союза) 1596 года, окончательно оформилась во Львове в 1700 г. Условия унии предусматривали, что православные верующие и духовенство сохраняют свои традиционные обряды и язык богослужений, однако признают власть Папы Римского и католическую догматику. На западных землях Украины, включая Закарпатье, которые многие годы находились в составе католических государств, Греко-католическая церковь укоренилась и стала для большей части населения традиционной. В восточных землях Украины сохранилось исконное православие.
Католичество восточного обряда было в свое время отчасти распространено и на территории Российской империи. По приказу царя Николая I в 1839 г. так называемым Полоцким Синодом греко-католичество в России было упразднено. Часть его приверженцев перешла в православие, часть - в римский католицизм, однако большинство осталось греко-католиками.
В 1945 г. у Греко-католической церкви было свыше 4 тысяч храмов и часовен, 2772 прихода, действовали Богословская академия и духовные семинарии. Церковь занималась благотворительностью, много внимания уделяла сохранению украинской культуры. Однако к концу второй мировой войны взаимоотношения между Советским государством и Греко-католической церковью в значительной мере усложнились.
Советское правительство (при непосредственном участии органов госбезопасности) способствовало созданию среди греко-католического духовенства инициативной группы, которая выступила за упразднение унии между Греко-католической церковью и Римом и за возврат в лоно Русской православной церкви (юрисдикция Московского Патриархата). Инициативная группа священников во главе с протопресвитером Гавриилом Кастельником созвала в 1946 г. "Львовский Собор Греко-католической церкви", который самими греко-католиками не признается. На нем не было ни одного действующего греко-католического епископа, все они за отказ принять участие в "Соборе" были арестованы и репрессированы. Под давлением властей на "Соборе" было принято решение о самоликвидации Церкви и переходе верующих в Русскую православную церковь.
Вплоть до 1990 г. существовавшие на территории Западной Украины греко-католики - епископы, священники и монахи - находились на нелегальном положении. Паства этой Церкви насчитывала в то время около 4 млн человек. Верующие были вынуждены совершать богослужения в частных домах и квартирах или посещать римско-католические храмы. Значительная часть верующих, оставаясь греко-католиками, посещала православные храмы РПЦ.
В феврале 1990 г. Совет по делам религий при Совете министров УССР сделал заявление о том, что католики восточного обряда (униаты) могут создавать свои религиозные общества, в установленном порядке регистрировать их, решать вопросы о месте проведения молитвенных собраний, свободно отправлять свой культ. Таким образом Церковь приобрела официальный статус. Для того чтобы процесс восстановления греко-католических общин проходил нормально, без эксцессов, была создана четырехсторонняя комиссия. В нее вошли представители Ватикана, Московского Патриархата, Украинской православной церкви Московского Патриархата и Украинской греко-католической церкви.
В начале 90-х гг. на Западной Украине большая часть храмов УГКЦ, принадлежавших после 1946 г. РПЦ, вновь оказалась в руках греко-католиков. В ряде случаев это вызывает конфликты между верующими этих Церквей, ведет к ущемлению прав православных приходов.
Украинская греко-католическая церковь насчитывает в настоящее время свыше 3 тыс. общин, 10 епископов, глава Церкви - Верховный архиепископ.
В настоящее время Верховным архиепископом является кардинал Любомир Гузар, избранный на эту кафедру в декабре 2000 г., после смерти своего предшественника кардинала Мирослава Ивана Любачивского.