Вести

1 сентября начнется реализация государственной программы "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом". Главы 12 регионов, куда, по замыслу чиновников, скоро хлынут соотечественники из СНГ, должны отчитываться на заседании правительства о подготовке к приему "переселенцев". Но уже сейчас в России проживают несколько миллионов соотечественников, которые вернулись на родину в 1990-е годы и до сих пор находятся здесь в положении непрошеных гостей. У людей нет жилья и постоянной регистрации, а значит, они лишены доступа к образованию, медицине, не получают пенсии и пособия. Их пример вряд ли соблазнит соотечественников возвратиться на родину, считает газета Новые известия".

Программа разрабатывалась в правительстве, в Федеральной миграционной службе и к этому также была причастна администрация президента. Согласно новой программе переселенцам полностью оплатят переезд к месту проживания, выдадут единовременное пособие на обустройство и в течение полугода до получения гражданства будут ежемесячно выдавать денежные пособия. Предусмотрен и социальный пакет, включающий получение образования и медицинских услуг, плюс льготное жилье, сообщил член комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин.

Но есть и ограничения. Переселенцам предлагается выбирать регионы из трех категорий. "А" - стратегически важные приграничные территории, "характеризующиеся сокращением численности населения". "Б" - территории, где реализуются крупные инвестиционные проекты, требующие массового привлечения переселенцев в связи с отсутствием соответствующего предложения рабочей силы на территориальном рынке труда. "В" - территории с устойчивым социально-экономическим развитием, на которых наблюдаются сокращение общей численности населения и миграционный отток.

И только в категории "А" переселенец вправе рассчитывать на полную господдержку. Зато те, кто решит отправиться на территорию класса "Б", не будут получать пособие по безработице. "В" означает для соотечественников, что и "подъемных" им не видать. Стоит также отметить, что в течение двух лет покидать выбранный регион нельзя. То есть можно, конечно, но придется тогда вернуть "подъемные".

Теоретически программа позволит приехать в Россию практически всем выходцам из СССР и России, проживающим за рубежом. Как сообщили в Департаменте МИД по работе с соотечественниками, в бывших советских республиках сегодня проживают около 22 миллионов соотечественников. Однако, социологи ВЦИОМ выяснили, что до сих пор не ясно, кого именно считать соотечественником. Большинство респондентов (40%) считает таковыми только русских, проживающих за рубежом. 33% считают таковыми всех граждан бывшего СССР. И лишь 22% опрошенных готовы признать соотечественниками всех говорящих по-русски и связанных с русской культурой (то есть в том числе представителей других национальностей).

Эксперты говорят о том, что госпрограмма не приведет к наплыву соотечественников. По словам Константина Затулина, со времен распада СССР в Россию вернулись 5-6 миллионов человек. "Я бы не переоценивал возможности этой программы, - сказал он. - Но сегодня она не является привлекательной для соотечественников настолько, насколько это кажется тем людям, которые эту программу составляли. Страхи первого периода, когда люди бросали все и бежали в Россию, давно прошли".

Об этом же сообщил и президент межрегионального общественного объединения "Гуманитарный центр помощи беженцам и вынужденным переселенцам" Юрий Федяев. По его словам, основной наплыв россиян из этих стран пришелся на 1990-е годы, когда в этих странах происходили беспорядки на национальной почве. В основном люди едут из Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, Казахстана.

Член Экспертного совета при Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, заведующая лабораторией анализа и прогнозирования миграции Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Жанна Зайончковская также считает, что в принципе возлагать на эту программу большие надежды не стоит, хотя "лучше поздно, чем никогда". "Сейчас приток очень небольшой, например, за 2005 год Госкомстат оценивает миграционный прирост в 130 тысяч человек, что очень мало", - рассказала она. - На мой взгляд, будет некоторый всплеск, но опять же все будет зависеть от того, насколько подключатся регионы".

Вряд ли наших соотечественников соблазнит пример тех, кто уже вернулся в Россию, не дожидаясь специальных программ. Здесь ситуация выглядит традиционно, то есть плачевно, пишет издание.

Президент Гуманитарного центра помощи беженцам Юрий Федяев, в свое время приехавший из Таджикистана, утверждает, что сейчас в России проживают 15 миллионов наших сограждан, приехавших в Россию из-за рубежа, которые не знают, куда себя деть. И примерно 10 миллионов из них не имеют постоянной регистрации. "То есть они как бы не учтены или учтены в качестве бомжей, то есть людей без определенного места жительства", - сказал Федяев. Он не понимает, зачем чиновники занимаются этой программой, когда уже давно приехавшие граждане брошены на произвол судьбы. "Время упущено. С 1990-х мы уже давным-давно здесь. Сейчас надо решать вопрос с теми людьми, которые находятся здесь в бесправном положении. Граждане России имеют регистрацию по месту пребывания, то есть гостевую регистрацию. Это временная регистрация. С ней толком на работу невозможно устроиться, пенсию невозможно получить, пособие на детей". Он говорит о том, что люди находятся в статусе полуграждан. "Гражданство у нас есть, а получить постоянную регистрацию можно лишь в том случае, если у тебя имеется постоянное жилье, - объясняет он. - У нас такого нет. Выходит замкнутый круг".

Депутат Затулин уверен, что по отношению к тем, кто уже находится в России, должна быть проведена самая широкая амнистия либо легализация. "На начальном этапе именно они стали главной жертвой, - рассказал он. - Один из недостатков этой программы - замкнутость - недостаточное привлечение общественности к обсуждению этой проблемы. Были сделаны какие-то шаги, но они остаются формальными. Создан в правительстве совет, который занимается миграционными проблемами, и он остается до сих пор формальным. У нас до сих пор не могут прийти к мысли, что работа с соотечественниками за рубежом и работа с миграционными потоками внутри должна быть объединена".