Вести

Депутаты Государственной думы нередко допускают разного рода ошибки, последствия которых в полной мере ощущают граждане России. В нынешнюю весеннюю сессию депутаты Госдумы успели принять 114 законов. Большинство из них "не идеальны" и потребуют внесения дополнительных правок. Как утверждают сами "думцы", виной всему спешка. Газета "Новые известия" вместе с экспертами проанализировала, чем "аукаются" ошибки законотворцев тысячам россиян.

Как пишет издание, написание закона - штука сложная. За четвертый созыв в Думу было внесено 4808 законопроектов, принято 1087 законов. Депутаты Госдумы еженедельно принимают новые законы и подправляют старые.

Теоретически парламентарий должен думать о том, чтобы документ соответствовал Конституции, не противоречил другим федеральным законам и общепризнанным нормам международного права, и чтобы был написан не на "птичьем языке". С последним пунктом особенно много проблем, считают НИ.

Простому человеку без помощи юриста порой бывает сложно понять тот или иной законодательный опус. Зачастую нормы законов представляют собой громоздкие фразы, перегруженные членами предложения, продравшись сквозь которые, окончательно теряешь суть написанного. В результате работа депутатов во многом сводится не к принятию новых законов, а к исправлению уже имеющихся.

В прошлом году второпях вносимые поправки от отмене большинства отсрочек от армии оставили без средств к существованию многие семьи призывников осени 2007 года. Всего одна запятая, исчезнувшая из закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", стала причиной того, что фразу "начиная с 1 января 2008 года" Главная военная прокуратура стала применять к моменту, когда жена и ребенок солдата-срочника могут получить пособие, а чиновники социальных служб - к времени призыва их молодого папаши.

Адвокат Евгений Архипов напомнил ситуацию с семьями чернобыльцев, которые в январе 2005 года лишились льгот по оплате коммунальных услуг из-за аналогичной ошибки в знаменитом 122-м законе о монетизации. При этом в некоторых судах иски чернобыльцев получали положительный ответ, а в некоторых - отрицательный.

Глава юридического отдела КПРФ, депутат Вадим Соловьев вспоминает, что через два месяца после принятия закона о монетизации льгот пришлось вносить в него более четырехсот поправок. По словам парламентария, закон был "абсолютно не проработан, не состыкован с законодательством", а формулировки поддавались двоякой трактовке.

Другая распространенная в законотворчестве ситуация - нестыковки в различных документах. Например, когда один закон предусматривает более широкие нормы, чем другой. "Суды в этой ситуации выбирают тот документ, что им выгоднее", - рассказывает Вадим Соловьев.

Член комиссии Госдумы по законодательному обеспечению противодействия коррупции Геннадий Гудков уверен, что проблема нашего законодательства в том, что законы имеют сплошные отсылочные нормы, которые подразумевают, что правоприменительную практику формируют органы исполнительной власти, то есть бюрократы, пишут НИ.

Иногда проект закона принимают сразу в трех чтениях, рассказывает Вадим Соловьев. По его мнению, ошибки в законах приводят к тому, что чиновники судебных инстанций начинают трактовать их в соответствии со своими интересами, что, в свою очередь, порождает коррупцию. Однако, по утверждению НИ, большинство депутатов законы вообще не читают, да и голосуют за них "дежурные по залу".

Заместитель председателя комитета ГД по международным делам Андрей Климов вообще не считает большинство допускаемых парламентариями ошибок таковыми. По его словам, каждый новый закон до его принятия проходит несколько "фильтров" в лице представителей различных управлений, фракций, а также Совета Федерации и, наконец, президента. Поэтому то, что проходит - является, скорее, компромиссом, принятым на данном историческом этапе, считает депутат.

Он приводит в пример систему пенсионного законодательства. "Сегодня многие говорят, что надо было ее по-другому строить, но не построй ее мы, так, как мы это сделали, невозможно было бы узнать, заработает эта штука или нет и как она заработает", - поясняет Климов.

То есть парламентарии, как настоящие исследователи, проводят эксперименты, резюмирует газета. Сравнивая в таком случае деятельность депутатов с врачебной "клятвой Гиппократа", издание отмечает, что депутатский кодекс этики Госдума не может принять уже много лет.