Вслед за судьей КС РФ Владимиром Ярославцевым двое его коллег высказали особое, критическое, мнение по поводу решения суда о признании "закона о митингах" конституционным. В ходе принятия документа были допущены столь серьезные нарушения, что положительное заключение по нему сделать было нельзя, считают судьи. Но признают, что в таком случае был бы создан прецедент, который мог бы аннулировать очень многие российские законы. Особые мнения приведены в обновленном тексте решения КС (документ 4-П/2013 от 14 февраля 2013 года), размещенном на сайте суда.
Судья Юрий Данилов полагает, что процедурные нарушения, допущенные во время голосования в думе по скандальному законопроекту, не позволяют признать в итоге принятый документ законным. Он указывает на три главных нарушения. Первое: предмет законопроекта находится в совместном ведении РФ и регионов, однако последним не дали возможности с ним ознакомиться, из-за чего были попраны "принципы российского федерализма".
Также Данилов указывает, что между первым и вторым чтениями в Госдуме текст законопроекта претерпел изменения, превосходящие разрешенный регламентом нижней палаты и федеральными законами. Действительно, сначала депутаты хотели лишь внести изменения в КоАП, но позже были добавлены изменения и в ФЗ "О собраниях". "Произошло существенное изменение концепции законопроекта", - отмечает судья. По его мнению, необходимо было вернуть измененный документ на уровень назад, в первое чтение.
"Когда не удается выиграть по правилам, джентльмены меняют правила"
Наконец, были нарушены права депутатов, сопротивлявшихся принятию законопроекта, указывает Данилов. "Итальянская забастовка", устроенная эсерами во время второго чтения, имела право быть, отмечает судья. Но депутатам протестовать законными методами не дали. Напомним, Илья Пономарев и Дмитрий Гудков в ходе обсуждения декламировали вслух каждую из многочисленных поправок вместо того, чтобы огласить пакетом. В пику им разрешенное время выступления сократили с положенных трех минут до 30 секунд, в результате чего были нарушены гарантии деятельности депутатов, считает Данилов.
"Воистину, когда не удается выиграть по правилам, джентльмены меняют правила", - замечает Данилов и высказывает убежденность в том, что каждый из перечисленных им нарушений был достаточным для признания закона "О митингах" неконституционным. В случае такого решения КС по процедуре принятия документа, суду не пришлось бы "исследовать его содержательную часть - нельзя исследовать то, чего не существует".
"В конце концов, бессмысленно искать спелые плоды на ветвях отравленного дерева, - резюмирует Данилов. - Двадцать пять веков назад Конфуций сказал: "Почтительность без ритуала приводит к суетливости; осторожность без ритуала приводит к боязливости; смелость без ритуала приводит к смутам; прямота без ритуала приводит к грубости". И кто его послушал?"
Судья Ярославцев в своем особом мнении тоже вспоминал древнюю мудрость. "Принесение на жертвенный алтарь" Госдумы конституционного права граждан на свободу собраний в угоду сиюминутных желаний по "скоростному" принятию закона парламент не красит, писал судья и цитировал Священное Писание: "И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже".
КС мог создать опасный прецедент
Судья Сергей Казанцев ряд положений закона считает чрезмерными. Например, такое: "Процедура согласования, как показывает практика, редко заканчивается в разумные сроки. Нередко она затягивается вплоть до последнего дня перед проведением мероприятий. И в таком случае эта норма запрещает агитацию в течение всего времени подготовки к мероприятию... Запрету могла бы подлежать только заведомо ложная информация о месте и времени".
Если же рассматривать вывод судьи о законе в целом, то он согласен с коллегой: при принятии законопроекта были допущены грубые нарушения, документ "не направлялся субъектам ни на одной из стадий законодательного процесса".
"Следует признать Федеральный закон... не соответствующим Конституции Российской Федерации по порядку принятия... Признание оспариваемого Федерального закона не соответствующим Конституции... могло бы иметь прецедентный характер и создать возможность в будущем поставить под сомнение конституционность и других принятых по предметам совместного ведения федеральных законов", - заключает Данилов.
"Закон о митингах", напомним, пытались оспорить 102 депутата от "Справедливой России" и КПРФ, указавших не только на нарушения при его принятии, но и на отдельные пункты. Например, штраф за нарушение закона в десятки раз превосходит среднюю зарплату по стране, отмечали парламентарии. Также обращавшийся в КС оппозиционер Эдуард Лимонов имел претензии по ограничению допуска к организациям митингов лиц, неоднократно наказанных за нарушение "закона о митингах".
В итоге принятое решение КС оказалось компромиссным и по отношению к власти, и по отношению к оппозиции, отмечает "Фонтанка". Признав серьезные нарушения во время принятия закона, судьи сочли, что ошибки все-таки были не столь критичными, чтобы признать документ неконституционным в целом. Вместе с тем, КС сформулировал для любителей митингов несколько существенных поблажек: минимальные штрафы для нарушивших закон организаторов мероприятий было решено снизить, а обязательные работы назначать как можно реже. Дело Лимонова, еще в июле оштрафованного по новому закону на 12 тысяч рублей, КС постановил пересмотреть.