В минувшую субботу на Триумфальной площади в очередной раз состоялась акция в защиту 31-й статьи Конституции, гарантирующей гражданам свободу собраний. Оппозиционерам вновь дали понять, что, не прибегая к компромиссам в диалоге с властью, они не смогут заниматься даже уличной политикой, пишет "Время новостей". Оппозиционеров глушили ревом моторов и душили газами, отмечает российская пресса. Наиболее интересные цитаты и комментарии из российских газет на эту тему приводит в понедельник сайт "Заголовки.ру".
Напомним, что, по утверждению правозащитников, ранее городские власти были готовы разрешить проведение митинга "несогласных" на Триумфальной площади, выдвинув одно обязательное условие - чтобы среди заявителей акции не было лиц, "известных своими экстремистскими взглядами, а также тех, кто неоднократно нарушал Закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". В первую очередь речь шла об экс-вожде запрещенной НБП Эдуарде Лимонове, отмечает "Московский комсомолец".
Через несколько дней глава МХГ Людмила Алексеева и Сергей Ковалев выступили с заявлением о том, что на такой компромисс пойти можно и нужно. Это вызвало бурю возмущения у радикальной части оппозиции. Особо бурно прореагировал сам Эдуард Лимонов, претендующий на роль "лидера оппозиции". Он выступил со статьей, где каждого, "кто подаст заявку на Триумфальную 31-го числа", назвал "предателем общих интересов".
- Функционер "ЕР" связал акции "несогласных" с интригами в Кремле
"Несогласные" появились на Триумфальной, как обещали, в 18:00. На площади в это время проходило автомотошоу, собравшее тысячную аудиторию, отмечает "Независимая газета". Однако оппозиционеров эти обстоятельства не смутили: согласно сводке ГУВД, на площади собралось порядка 200 митингующих, 35 из которых были задержаны. Между тем, как отмечает издание, разрешив Федерации автомобильного спорта Москвы устроить у памятника Маяковского автомотофестиваль, столичные чиновники сделали все, чтобы акция "несогласных" стала как можно более бессмысленной.
Благодаря специфике автомобильного мероприятия милиционерам легко удалось контролировать растекавшуюся толпу "несогласных". Для того чтобы водителям спорткаров, участвовавшим в соревнованиях по дрифту (вождение автомобиля с заносом), было, где показывать мастерство, организаторы оградили не только саму Триумфальную площадь, но и захватили забором проезжую часть на пересечении Садового кольца и Тверской улицы, где обычно разворачивались основные баталии между оппозиционерами и правоохранителями.
Лишенным территории "несогласным" было просто невозможно прорваться сквозь кордоны, выстроившиеся еще до начала акции. Тех же, кто пытался вырваться и привлечь к себе внимание, быстро скручивали сотрудники милиции.
Теснимые милиционерами и солдатами внутренних войск оппозиционеры поняли, что иначе, чем под сводами Концертного зала, выразить протест не получится. Но и там, как оказалось, возможности "несогласных" были сильно ограничены. После того как над толпой послышались стандартные "Путина - в отставку" и "Свободу!", выяснилось, что хор "несогласных" полностью заглушается ревущими моторами и визгом автомобильных покрышек.
Кроме того, несколько автомобилей плотно выстроились у ограды и начали синхронно давить на газ, не отпуская тормозов. Выхлопные газы накрыли десятки людей, сообщает радио "Свобода". Кто-то из толпы выкрикнул: "Это вместо черемухи!"
Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, с иронией отметив удачный замысел властей заглушить оппозицию моторами, ушла с Триумфальной через полчаса после начала акции, а лидер новоиспеченной партии "Другая Россия" Эдуард Лимонов, бережно охраняемый десятком крепких молодых людей, беспрепятственно покинул ряды "несогласных" в начале девятого вечера. Позже Алексеева признала, что главной особенностью субботнего митинга, прошедшего под полным контролем милиции, были удачные действия чиновников, не допустивших выражения протеста на Триумфальной площади как такового.
"Власти придумали, как сделать так, чтобы все-таки не пустить нас на площадь, но не прибегать к массовым задержаниям и особо таким, жестким действиям милиции", - отметила Алексеева.
После ухода лидеров акция стала затухать. Правда, у представителей правоохранительных органов, видимо, не готовых к столь продолжительному мероприятию, наконец сдали нервы, и они начали выталкивать толпу к Театру сатиры, афиши которого находятся за стеклом. В давке одно из стекол треснуло, поранив солдата внутренних войск.
Вместе с тем, по мнению оппозиционера Бориса Немцова, в этой акции стоит отметить два новых факта, пишут "Новые известия". "В первую очередь это приход на площадь новых лиц, а также повысившийся уровень солидарности. В этот раз, когда задерживали людей, они не просто кричали "Позор!", но и активно отбивали их у милиционеров, препятствуя задержанию", - пояснил политик. Также важно, по мнению Немцова, что оппозицию не удалось расколоть. А значит, можно твердо рассчитывать на то, что 31 августа люди снова придут на Триумфальную площадь.
Высокий функционер "Единой России" связал акции "несогласных" с "интригами группы чиновников Кремля"
Исполняющий обязанности руководителя политического департамента "Единой России" Алексей Чадаев связал акции "несогласных" на Триумфальной площади с "интригами группы чиновников Кремля", пишет "Газета.ru". Свои рассуждения в вольной форме на эту тему Чадаев выложил накануне утром в Twitter.
Чадаев заподозрил, что оппозиционный проект "Стратегия-31" - это "акция прикрытия для интриг группы чиновников Кремля". "Цель их интриги - делегитимация нашей политсистемы и возврат к ручному управлению страной, прикрытому имитационной "демократией на экспорт", - считает он.
Однако уже через несколько часов нападки единоросса на Кремль были стерты из его аккаунта в Twitter'е. В "Единой России" поспешили пояснить, что не разделяют позицию своего функционера.
Отметим, что лишь недавно единороссу Чадаеву припомнили другие скандальные записи в микроблоге. Накануне отставки председателя Совета при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Эллы Памфиловой партийный функционер призывал уволить ее, называя "вельможной истеричкой" и "упырицей". "Если председателю совета при президенте Элле Памфиловой не терпится заниматься политикой, то она должна сложить с себя полномочия главы совета", - отмечал Чадаев.