Reuters

Президент РФ Владимир Путин, который в пятницу провел встречу с деятелями культуры в ходе совместного заседания Совета по культуре и искусству и Совета по русскому языку, затронул многие вопросы, на которых акцентировали его внимание приглашенные, и по многим дал поручения главе Минкультуры РФ. Выслушал выступления о проблемах образования и нехватки педвузов, проблеме сохранения памятников архитектуры, о запрете в Омске постановки "Иисус Христос - суперзвезда" и многие другие.

Однако наибольшее внимание журналистов привлекло выступление российского режиссера Александра Сокурова.

Начав с профессионально близких ему вопросов, Сокуров сказал, что в минувший Год кино Минкультуры РФ запустило большое число кинодебютов, чего раньше не было. Он предложил по пунктам пути улучшения ситуации, связанной с кинематографическими процессами в стране, заявив о необходимости бесплатного образования в творческих вузах, т.к. иначе "кто богат, тот может учиться... и никаких Шукшиных тогда у нас уже не будет, потому что дорого", о проработке альтернативных возможностей финансирования кино, о создании национальной системы кинопроката, о "перестройке телепрограммирования федеральных каналов" с постепенным вытеснением сериального кино, "пронизанного абсолютно коммерческими интересами", высказался о законе о меценатстве...

А в конце своего выступления режиссер вышел на те внутрироссийские процессы, которые касаются абсолютно всех граждан страны, независимо от их профессиональной деятельности.

"Мне кажется, надо обратить внимание на то, что мы очень часто гражданскую активность человека, искренность, открытое поведение молодого человека воспринимаем как политическое, антигосударственное поведение и преступление. Это недопустимо в России, это недопустимо в демократической стране, на мой взгляд.
Здесь говорилось несколько слов о законе об оскорблении прав верующих. А атеистов кто защитит? А люди, которые почему-то с ума сошли, уверены в том, что в науке есть свои права, - их кто защитит?", - сказал Сокуров.

Он также отметил, что необходимо защищать конституционные нормы, напомнив, что в России церковь отделена от государства: "Россию разрушит не что-то там, а Россию разрушит эта политизация религиозной деятельности, мы это все прекрасно знаем..."

И здесь Сокуров обратился к президенту Путину с просьбой "решить проблему Олега Сенцова" - украинского режиссера, приговоренного в России к 20 годам лишения свободы.

"У меня есть сердечная просьба к Вам, Владимир Владимирович, как у гражданина России, как у режиссера. Давайте решим проблему Олега Сенцова. 20 лет, украинский режиссер, 20 лет лагерей, в северном лагере сидит парень. Мне стыдно, что мы до сих пор не можем решить эту проблему. Умоляю Вас, найдите решение этой проблемы. Это невозможно. Режиссер, он должен со мной сражаться на кинофестивалях, если у него другая, в том числе политическая точка зрения, но не сидя в нашей арктической практически, на севере, тюрьме. Обидно и горько, что я вынужден об этом говорить... Разве простой человек просто так, простой эмоциональный молодой человек, разве он может понять хитросплетения и сложности политического момента?", - сказал Сокуров.

В ответ на это президент заявил, что Сенцов был осужден не за свои убеждения или творчество, а за терроризм.

"Мы должны исходить из того, что мы живем в правовом государстве, и вопросы такого рода, конечно, должны решаться судебной системой. Что касается его творчества, то он осуждён не за творчество, а за то, что он взял на себя совершенно другие функции, как утверждают органы следствия и суда, а именно фактически посвятил свою жизнь террористической деятельности", - приводит цитату пресс-служба президента РФ на сайте главы государства.

На комментарий автора "Молоха" о том, что "молодой простой человек" не может понять "хитросплетения и сложность политического момента", Путин ответил: "Дело совершенно не в том, что он думает по поводу событий, которые произошли в Крыму. Дело в его намерениях и в подготовке противоправных действий, в результате которых могли пострадать наши с вами граждане".

Несмотря на категоричность президента, Сокуров продолжил настаивать на решении проблемы Сенцова "по-русски и по-христиански", напомнив, что "милосердие выше справедливости".

"По-русски и по-христиански мы действовать в этой ситуации не сможем без решения суда, - парировал Путин. - Да, есть определенные правила и нормы, которыми мы можем воспользоваться, но для этого нужно, чтобы созрели соответствующие условия".

После этого президент еще раз напомнил, что Сенцов был осужден не за взгляды, а за противоправные намерения. "В этом дело, а не в его какой-то позиции. На позицию все имеют право, и никто за это его бы не осуждал. Поверьте мне, только в этом дело", - заверил он.

На замечание Сокурова о том, что на совести украинского режиссера нет человеческих жизней, Путин ответил: "Слава богу, что нет, но могли быть, если бы ему позволили осуществить его намерения".

Ранее за украинского режиссера, осужденного за подготовку терактов в Крыму, заступился голливудский актер Джонни Депп.

25 августа 2015 года Северо-Кавказский окружной военный суд в Ростове-на Дону приговорил Сенцова к 20 годам колонии строгого режима. Вместе с ним на 10 лет осудили Александра Кольченко.

По версии ФСБ РФ, Сенцов создал террористическое сообщество, действовавшее в Крыму, а с апреля по май 2014 года его члены - Сенцов, Кольченко, Алексей Чирний и Геннадий Афанасьев - подожгли в Симферополе офисы общественной организации "Русская община Крыма" и местного отделения партии "Единая Россия".

Также ФСБ утверждает, что эти лица готовились к совершению терактов. Они планировали подрывы в ночь на 9 мая 2015 года самодельных взрывных устройств возле Вечного огня и памятника Ленину в Симферополе.

Минюст Украины попросил российские власти о передаче Сенцова, Кольченко и Афанасьева, а также осужденного в РФ Юрия Солошенко на родину как украинских граждан для дальнейшего отбывания наказания, назначенного российской Фемидой. Сенцов и Кольченко подготовили соответствующие документы.

Правозащитники считают Кольченко и Сенцова политзаключенными и требуют их "немедленного и безусловного освобождения" и "полной реабилитации".