Президент России Дмитрий Медведев согласился с правозащитниками и одобрил проведение экспертизы по второму делу ЮКОСа, а также по делу юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского. "Пожалуй, здесь я был бы признателен, если бы экспертное сообщество постаралось подготовить тот самый правовой анализ соответствующих решений", - заявил глава государства на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека, которое состоялось накануне в Екатеринбурге. Стенограмма совещания выложена на сайте Кремля.
При этом Медведев снова отказался давать какой-либо комментарий относительно приговора экс-главе ЮКОСа Михаилу Ходорковскому, сославшись на процедуру обжалования, передает ИТАР-ТАСС. "Процедура обжалования, как и процедура помилования, могут быть использованы, это совершенно очевидно, но это уже отдельная тема", - добавил президент.
Он подчеркнул, что в данном случае ему важно узнать мнение экспертного сообщества. "Вот это представляло бы определенную ценность, потому что любому человеку, который желает разобраться в чем-то, приходится опираться на мнение специалистов", - отметил Медведев.
- Медведев о Химкинском лесе: государство пошло на поводу у финансово заинтересованных лиц
"Я вам по-честному скажу, я не считаю себя специалистом в области уголовного права и процесса, я никогда им не занимался; я занимался всю жизнь гражданским правом, коммерческим правом, семейным правом, здесь я более или менее ориентируюсь, даже не смотря на 10 лет разрыва в практике, 11 уже", - признался президент. "Но по этим вопросам для меня очень важно мнение разных людей как для руководителя государства", - заявил Медведев.
В связи с этим высказалась также Тамара Морщакова, которая является зампредом Конституционного суда РФ в отставке, советником КС, доктором ю. н., заслуженным юристом РФ, завкафедрой ГУ-ВШЭ, членом Научно-консультативного совета при Верховном суде и членом Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при президенте РФ. Она отметила, что социальный контроль за правосудием зависит от информированности общества о конкретной судебной практике, причем, по ее словам, особенно важен "анализ по отдельным особо значимым делам и по делам, влияющим на тенденции судебного правоприменения".
"Совет в этом смысле считает необходимым проводить мониторинг такого рода практики по резонансным, как говорят у нас последнее время, уголовным делам с привлечением, безусловно, экспертов-юристов для юридической оценки качества рассмотрения конкретных дел и качества конкретных судебных процедур в их реальной жизни, а не в той жизни, которую они имеют только в норме закона", - отметила Морщакова.
Она подчеркнула, что подобная практика есть в других странах. "Совет в связи с этим планирует представлять Вам свои экспертно-правовые выводы по ситуациям, связанным с конкретными делами, вызывающими общественный резонанс или определяющими тенденции судебной практики", - обратилась член Совета к президенту.
В частности, по ее словам, аналогичные материалы будут собраны и переданы по делу адвоката Магнитского, а не только по приговору Ходорковскому и бывшему руководителю МЕНАТЕП Платону Лебедеву. "Ясно, что экспертно-правовой анализ таких процессов не может иметь прямых юридических последствий, но он, безусловно, рассчитан на то, что государственная власть примет необходимые меры реагирования, если юридический анализ этих процессов будет показывать их несостоятельность с точки зрения правовой", - отметила Морщакова.
Медведев о Химкинском лесе: государство пошло на поводу у финансово заинтересованных лиц
Кроме того, президент прокомментировал ситуацию вокруг Химкинского леса. "Я надеюсь, что это хороший урок для правительства в отношении такого рода решений", - сказал он. "Прежде чем подписывать контракты, нужно утихомирить страсти и выбрать наиболее оптимальный вариант", - подчеркнул президент.
Медведев напомнил, что маршрут, который был избран изначально, был утвержден "в силу того, что федеральная власть не стала спорить с руководством Москвы, а руководство Москвы руководствовалось другими соображениями при принятии этого решения просто для того, чтобы развить целый ряд коммерческих проектов". "В данном случае, я считаю, что государственные интересы были принесены в угоду коммерческим интересам отдельных людей, которые в тот момент влияли на принятие решений", - пояснил он.
Однако Медведев также подчеркнул, что этот конфликт продемонстрировал обратную связь между обществом и властью. "Они (общественные слушания) доказали, что мнение общественности могут услышать, в том числе, и на самом верхнем уровне, на уровне президента, и что позиция общественности, экологической общественности может быть основанием даже для прекращения строительных работ, на которые потрачены деньги и по которым заключены многомиллионные контракты", - заявил он.
Но в данном случае этого не произошло, и это принесло ущерб экологии, признал президента. "Именно поэтому (потому что погибла значительная часть леса) я обязал, чтобы правительство договорилось со всеми инвесторами и приняло решение о том, чтобы зеленые насаждения, которые там должны появиться, были сделаны там в пропорции пять к одному: за каждое уничтоженное дерево пять заново посаженных", - сказал он. "Я надеюсь, что это частично скомпенсирует тот ущерб, который был нанесен", - добавил глава государства.
"Поэтому я могу вам сказать так: здесь выбор, к сожалению, был не между лучшим вариантом и худшим, а между весьма посредственным и очень плохим. На мой взгляд, к сожалению, очень плохим оказался вариант все заблокировать и начать рубить лес в другом месте", - пояснил Медведев.