Вести

Глава иранской делегации на переговорах в Москве, секретарь Высшего совета безопасности Али Лариджани рассказал об итогах прошедших накануне переговоров. Избегая деталей, он сообщил, что России предложен "многосторонний проект", по поводу моратория на обогащение урана в Иране "достигнуто взаимопонимание в некоторых областях". Дипломат также утверждает, что США, настаивая на передаче иранского досье в Совбез ООН, мешают достижению окончательной договоренности об СП с Россией. Действия США он назвал "авантюрой", подчеркнув, что эксперты МАГАТЭ за три года не нашли в Иране отклонений от мирной ядерной деятельности.

Ключевой вопрос переговоров - мораторий на обогащение урана на территории Ирана. Принципиальное разногласие заключается в следующем: мировое сообщество возражает против того, чтобы Иран обогащал уран на своей территории, подозревая, что в этом случае Тегеран непременно займется созданием ядерного оружия. Иран в течение последних месяцев отказывался идти на какие-либо компромиссы и подчеркивает свое право на развитие ядерной программы. Позиция Ирана изменилась лишь в конце февраля - с приближением даты 6 марта, на которую намечено заседание Совета управляющих МАГАТЭ. Именно по его итогам может быть принято (и, скорее всего, будет принято, если переговоры не принесут явного результата) решение о передаче досье в Совбез ООН и введении санкций против Ирана.

- Переговоры в Москве: реальные поиски компромисса или желание тянуть время?

В вопросе возвращения Тегерана в режим моратория на исследования по обогащению урана достигнуто взаимопонимание в некоторых областях, заявил в четверг на пресс-конференции Секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани, комментируя итоги прошедших накануне переговоров. "Мы провели очень полезные переговоры на этот счет и в некоторых областях мы получили взаимопонимание", - сказал дипломат.

Требования США передать иранское "ядерное досье" в Совет Безопасности в ООН является попыткой подорвать российское предложение, заявил Али Лариджани. Не говоря о сути договоренности, Лариджани подчеркнул, что "российское предложение может развиваться и имеет хорошее право на жизнь... Исходим из того, что будут сделаны шаги для того, чтобы успешно реализовать российский проект".

Отметим, что российская сторона накануне оценивала итоги переговоров гораздо более скептически. "Делегация Ирана в четверг вылетает домой, решающего прорыва на российско-иранских консультациях добиться пока не удалось", - заявил представитель Совета безопасности РФ.

Накануне и Лариджани уверенно заявлял, что Тегеран не намерен отказываться от обогащения урана даже в случае реализации проекта СП с Россией: "Хочу сказать, что процесс обогащения - суверенное право любого государства. Не надо лишать этого права те государства, которые имеют мирную ядерную программу".

Однако днем позже его тон сменился. В четверг он сообщил журналистам, что Иран предложил России некий "многосторонний проект" с целью "оптимизировать российское предложение о создании СП". "Предложение российской стороны, - отметил глава иранской делегации, - должно рассматриваться в одном пакете с другими сторонами".

Западная пресса также оценивает итоги переговоров сдержанно. Они "не привели к определенным результатам", констатирует The Washington Post. (Полный текст на сайте InoPressa.) Обе стороны сказали, что переговоры продолжатся, но не сообщили, когда именно.

Глава Совбеза в четверг добавил, что Иран готов к сотрудничеству с МАГАТЭ и никаких препятствий к инспекциям не видит, передает ИТАР-ТАСС. "Мы приветствуем инспекции со стороны МАГАТЭ и заявляем, что не пытаемся получить оружейные составляющие, - подчеркнул Лариджани. - На наш взгляд, МАГАТЭ и те сильные государства, которые оказывают влияние на агентство, способны создать условия, чтобы признать неотъемлемое право Тегерана на мирное использование атома".

"Нужно рассматривать права Ирана и обязательства вместе. Однако не стоит прибегать к языку угроз. Если будет разумный подход мы готовы на любое сотрудничество с агентством", - добавил дипломат.

Лариджани позволил себе и еще один выпад в адрес США. Он заявил, что в распоряжении Израиля сейчас находится более 200 атомных боеголовок, а США отвлекают внимание мирового сообщества от этой проблемы. "Мы хотели бы создать постоянную структуру безопасности с нашими соседями, - сказал он. - Однако при условии, что Соединенные Штаты не будут постоянно раздражать ситуацию в регионе. Мы считаем, что разоружение должно идти не только на Ближнем Востоке, но также в мировом масштабе". Он напомнил, что госсекретарь США Кондолиза Райс выдвинула идею о превращении Ближнего Востока в зону, свободную от оружия массового уничтожения.