В российских школах с каждым годом становится все больше детей мигрантов. Точной статистики пока нет, однако "Российская газета" приводит следующие цифры: в Москве таких учеников от 4 до 10%, в Подмосковье - до 12%, официальная цифра по Санкт-Петербургу - 3%. Точные данные станут известны к середине октября, отмечает Regnum. Через 8-10 лет дети гастарбайтеров и мигрантов, по данным "РГ", будут составлять треть всех учеников в российских школах.
Сайт Press-line.ru сообщает, что в ряде красноярских школ уже сегодня обучается от 25 до 45% детей мигрантов.
- В блогах: "Ассаляму алейкум, школа!"
В Екатеринбурге дети мигрантов учатся в основном в четырех школах Железнодорожного района. Среди школьников района их около 9%, в отдельно взятых школах - от 20 до 60%, говорится в другой статье "РГ". Например, в 149-й школе обучаются представители 29 национальностей, но больше всего таджиков, киргизов, азербайджанцев, армян, вьетнамцев.
Среди выпускников московской школы N 942 в этом году дети мигрантов составляли примерно половину. В основном азербайджанцы. Другие "популярные" национальности - таджики, киргизы, узбеки.
Сейчас в школе примерно 10-15% учеников, для которых русский язык не родной. Это соотношение учителя считают оптимальным. Если "иноязычных" больше, это может ослабить влияние русской языковой среды или даже спровоцировать конфликты.
Правительственное издание отмечает, что увеличение численности школьников-мигрантов - общемировая тенденция. Причем в Россию едут в основном те, кто плохо знает русский язык. С каждым годом уровень владения им у новых мигрантов все ниже.
Учителя говорят, что за год-полтора даже самые слабые дети могут выучить разговорный русский язык. Однако старшеклассникам одного года на изучение русского языка слишком мало. Программа для них должна быть двухступенчатой: первый год - русский язык, второй - упор на предметное обучение.
Чтобы подтянуть знание русского языка у иностранцев, нужны дополнительные занятия, что увеличивает нагрузку на учителей. При этом зарплата остается прежней.
Кроме обычных школ дети мигрантов могут учить язык в школах русского языка. Таких школ в Москве 12 - в каждом административном округе. Однако 80-90% мигрантов выбирают для своих детей школу, ближайшую к дому. Если рядом есть школа русского языка, хорошо. Если нет - никуда возить не станут.
В итоге по статистике, "смешанные" школы, как правило, отстают по результатам качества образования (успеваемость, количество медалистов, участников олимпиад и прочие).
Кроме того, существуют и другие проблемы.
Согласно результатам опроса, проведенного КГПУ и краевым фондом науки по заказу Минобразования региона, среди детей мигрантов, обучающихся в Красноярском крае, негативное отношение со стороны русских сверстников к себе испытывает 90% опрошенных. Такое отношение становится причиной того, что многие эмигранты-мусульмане принципиально не ассимилируют в русское и даже русскоязычное сообщество, а образуют замкнутые этнокультурные анклавы.
В 149-й школе Екатеринбурга большая проблема - ранние браки. У некоторых народностей, например, у езидов, браки заключаются с 14 лет, в 15 лет - у некоторых школьниц уже есть дети. Естественно, в школу такие мамы потом не ходят.
Несмотря на низкий процент детей мигрантов в школах Санкт-Петербурга (3%), который приводит "РГ", в целом проблема мигрантов в городе стоит достаточно остро и по свидетельствам социологов относится к наиболее сильно волнующим петербуржцев, отмечает Regnum. В ближайшее время в городе будет принята новая правительственная программа "Миграция", которая "позволит создать систему регулирования спроса на трудовые ресурсы, в том числе в части мигрантов".
Другими словами, с работодателями сейчас проводится работа по добровольному сокращению квот на иностранную рабочую силу. Сократить поток мигрантов позволит и вводимый со следующего года тест на знание русского языка.
В настоящее время во всех субъектах РФ разрабатываются региональные программы в соответствии c Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной президентом РФ 13 июня 2012 года.