Россия последовательно считает референдум в Каталонии внутренним делом Испании. "Что касается событий в Испании, то... последовательная позиция Москвы заключается в том, что это внутреннее дело королевства", - заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Как передает ТАСС, он не стал давать оценку действий правоохранителей в Каталонии, в результате которых более 850 человек получили ранения. Песков напомнил, что Москва "не приемлет, когда кто-то оценивает методы работы правоохранительных органов РФ".
Посольство Испании в Москве уже выразило благодарность МИД РФ за российскую позицию по проведению референдума в Каталонии. "Благодарим МИД РФ за позицию относительно нелегального референдума в Каталонии. Продолжаем информировать правительство и СМИ РФ о позиции Испании", - говорится в сообщении, размещенном в Twitter посольства.
Однако комментарии произошедшего в Каталонии со стороны российских политиков изобилуют предположениями, осуждениями испанских властей в нежелании прислушиваться к волеизъявлению граждан и применении политики двойных стандартов со стороны ЕС. По мнению некоторых, беспрецедентное насилие во время референдума со стороны полиции и гвардии отчасти легитимизировало сепаратизм и ослабило позиции центрального правительства Испании.
Замглавы международного комитета Совфеда Андрей Климов считает, что Евросоюз и испанское правительство сделают все, чтобы не признать итоги референдума в Каталонии, и жители региона не имеют серьезных шансов на обретение реальной государственности. "При необходимости, как мы уже видим, будет жестко применяться сила", - сказал Климов.
По его словам, в случае Каталонии не будет применяться та логика, которой страны Европы придерживались при признании Республики Косово, "поскольку двойные стандарты (в Европе) никто не отменял", передает его слова РИА "Новости".
О политике двойных стандартов в ЕС заявил и глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий. Он сказал, что реакция Евросоюза на итоги референдума в Каталонии станет "лакмусовой бумажкой на проявление двойных стандартов". "Происходящее в Каталонии является отчасти следствием политики Запада в бывшей Югославии. Именно тогда - в Косово - был открыт ящик Пандоры", - отметил Слуцкий, напомнив, что "Россия предупреждала, что план тогдашнего специального помощника Генсекретаря ООН Мартти Ахтисаари по определению статуса Приштины и ее отделения от Белграда обернется рано или поздно парадом национальных суверенитетов, что сегодня и наблюдается в различных точках мира".
Как считает глава комитета Госдумы, нынешняя ситуация покажет, "согласится ли Брюссель с правом наций на самоопределение, как это было выгодно с Косово, или продолжит отстаивать принцип территориальной целостности, как мы это видели в случаях с другими народами, когда политические векторы были разнонаправлены по отношению к общей линии Запада".
Глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев констатировал, что референдум в Каталонии "добивает любимый тезис западных стран, где говорят о нерушимости европейских границ как о свершившемся факте, который может быть нарушен только вероломством отдельных незападных стран". Сенатор также припомнил ситуацию в Югославии: "Те, кто содействовал распаду Югославии и признавал отделение силой Косово в нарушение суверенитета Сербии, наверное, уже успели осознать, что открыли ящик Пандоры и закрыть его теперь крайне сложно. Политическая целесообразность уничтожает принцип - и это главный вывод, ибо когда нет единого непредвзятого подхода ко всем случаям, то не будет и правила, которое все захотят соблюдать".
По мнению Косачева, Каталония по итогам референдума может остаться в составе Испании, но на условиях более широкой автономии. "Поскольку и Мадрид, и мятежная Барселона все же обозначили готовность к диалогу, наиболее вероятным сценарием считаю долгие переговоры с итоговым сохранением Каталонии в составе Испании, но на новых условиях более широкой автономии. При условии, что ни одна из сторон не форсирует конфликт, что, впрочем, не исключено", - заявил сенатор.
Первый зампред комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров заявил ТАСС, что взрывоопасную ситуацию в Испании могут спасти только переговоры. "Я думаю, что надо садиться за стол переговоров, выяснять претензии региональной власти, населения Каталонии и искать точки соприкосновения и пути совместного решения этих вопросов", - сказал сенатор, отметив, что итоги референдума вряд ли могут быть признаны властью. "Центральные власти вряд ли его признают и привлекут для этого и Конституционный суд, и Верховный суд", - сказал политик. Однако, по мнению сенатора, если бы не действия центральных властей, которые создали максимальную напряженность в ходе проведения референдума, то его итог мог бы быть и прямо противоположным. "Многие люди из протеста шли и поддержали отделение", - сказал парламентарий.
Референдум юридически ничтожен, но отношения Мадрида и Барселоны он осложнил
Отношения между властями Каталонии и центральным правительством Испании после состоявшегося референдума о независимости еще сильнее осложнятся, считает член исполкома российской Ассоциации международного права Анатолий Капустин.
В беседе с РИА "Новости" он отметил, что, несмотря на неотъемлемое право каждого народа на самоопределение, нельзя сказать, что каталонский референдум состоялся юридически. Действующее законодательство Испании предполагает, что референдум даже в рамках одной области должен проводиться с согласия центральных властей.
"Такового получено не было, и все проводилось на основе тех законов, которые они сами приняли и сами исполняли. Поэтому говорить с юридической точки зрения о том, что референдум состоялся, очень сложно", - заявил Капустин. По его мнению, последствия состоявшегося референдума могут быть лишь одни - осложнение отношений между правительством региона и центральными властями в Мадриде.
"Если они хотят каким-то образом легализовать итоги, то надо договариваться с испанским правительством. Каких-либо чрезвычайных оснований для проведения этого референдума не было. Понятно, что центральные власти относятся резко негативно к факту референдума, однако массовых нарушений прав человека не было. Каталония как автономный регион обладает достаточно широкими правами, и, как мне представляется, нужно продолжать переговорный процесс для того, чтобы на каких-то основаниях договориться с испанским правительством", - считает Капустин.
С другой стороны, полагает он, фактически ситуация может развиваться в совершенно ином направлении. "Если испанское правительство не примет каких-то шагов, ситуация может зайти достаточно далеко. Если продолжатся события, выходящие за рамки правового характера, последствия могут быть самыми различными, в том числе - блокада Каталонии", - заключил Капустин.