В Чечне в понедельник истек срок амнистии для чеченских боевиков, объявленной Госдумой РФ 6 июня 2003 года в связи с принятием Конституции республики. Это уже четвертая с 1995 года масштабная попытка федеральных властей убедить чеченских боевиков добровольно сдаться.
Ее результаты оказались ниже всех ожиданий. За 86 дней предложением властей сложить оружие в обмен на прощение воспользовался всего 171 боевик. При этом параллельно были амнистированы 226 военных и милиционеров.
Но на сегодняшний день на территории республики в рядах незаконных вооруженных формирований (НВФ), по словам председателя правительства Чечни Анатолия Попова, остается до 3000 боевиков. Командующий ВДВ также говорит примерно о 2-3 тысячах, глава республиканского МВД называет цифру 1200. Очевидно, что амнистия не повлияла ни на оперативную обстановку в республике, ни на численность НВФ, пишет во вторник "Известия.ru".
Бандиты продолжают практически ежедневно совершать террористические акты и другие тяжкие преступления против федеральных военнослужащих и местных жителей и чиновников, сотрудничающих с нынешним руководством ЧР. Последней акцией боевиков стало убийство в ночь на вторник в Грозненском районе Чечни главы администрации селения Чечен-Аул Сайпуди Цицаева, а в ночь на воскресенье неизвестными бандитами был расстрелян во дворе собственного дома муфтий Веденского района Чечни Шамхан Мадагов.
Количество сданного боевиками оружия и боеприпасов также весьма незначительно. По данным исполняющего обязанности руководителя Чечни Ахмады Кадырова, в ходе амнистии бывшие участники незаконных вооруженных формирований сдали 32 автомата, 6 пистолетов, 6 пулеметов, 4 гранатомета, 13 гранат, 32 подствольных гранатомета, 1 ПЗРК, а также несколько тысяч патронов к стрелковому оружию.
Однако Кадыров продолжает считать прошедшую амнистию успешной и настаивает на ее продлении еще на три месяца, полагая, что после президентских выборов в республике боевики будут сдаваться гораздо охотнее. Кадыров, занятый больше собственными выборами, нежели собственно амнистией, уходя в минувшую пятницу в предвыборный отпуск, официально обратился в Госдуму с просьбой продлить срок действия амнистии на три месяца.
За продление сроков амнистии выступили и прокурор Чечни Владимир Кравченко, и министр РФ по национальной политике Владимир Зорин, и сенатор от Чечни Ахмар Завгаев.
"Амнистия не принесла ожидаемого эффекта, потому что многие из тех, кто должен был заниматься амнистией, занимались подготовкой к выборам, - заявил Ахмар Завгаев "Известиям". - Нужно продлить ее хотя бы до 1 ноября. После выборов в республике будет легитимная власть - к ней у народа будет больше доверия, чем к власти нынешней".
Нынешняя амнистия практически осуществлялась следующим образом. Структурой, принимающей сдающихся боевиков, выступали районные отделения УФСБ. Между чекистами и боевиками действовали посредники. Например, в Шатойском районе эту роль исполнял муфтий Чечни Ахмед Шамаев, в Гудермесском - мулла Хамзат-ходжи, в Веденском - Сулим Ямадаев. Все они, безусловно, лояльны к Ахмаду Кадырову, пишет "Известия". Боевики, желающие воспользоваться амнистией, обращались к посредникам, те приносили в УФСБ список желающих и обговаривали процедуру сдачи. Таким образом, посредники выступали гарантами того, что после сдачи бывших боевиков не будут преследовать федеральные спецслужбы. Кроме того, большинство сдавшихся практически сразу зачислялись на работу в службу безопасности Кадырова с правом ношения оружия, что обеспечивало им относительную безопасность в том случае, если им решат мстить действующие боевики".
Никто из реально воюющих бойцов не сдался, утверждают эмиссары Масхадова
Представители лидера чеченских сепаратистов Аслана Масхадова крайне негативно прокомментировали итоги амнистии, пишет во вторник "Коммерсантъ".
"Периодически объявляя амнистии, власти России хотят убедить западное общественное мнение в своем миролюбии по отношению к чеченцам, и никакой практической цели эти акции не имеют, - заявил замминистра иностранных дел в правительстве Аслана Масхадова Усман Ферзаули. - Никто из реально воюющих бойцов чеченской армии не сдался и сдаваться не будет. А те полторы сотни человек, о которых говорят российские власти, - это люди Кадырова с уголовным прошлым, которым нужно было легализоваться. Еще эта амнистия нужна федералам, которые совершили преступления в Чечне. Собственно, для них она и была принята".
Стоит отметить, что, действительно, амнистированных военнослужащих оказалось больше, чем боевиков: по данным руководителя Северо-Кавказского управления Генпрокуратуры Сергея Фридинского, от уголовной ответственности были освобождены 226 военнослужащих и сотрудников милиции.
Многие наблюдатели связывают столь плачевные итоги амнистии с тем, что сдавшимся боевикам власти просто не могут гарантировать элементарную безопасность, пишет газета. Тех, кто переходил на федеральную сторону в начале войны, после соответствующей проверки, как правило, устраивали в различные силовые структуры республики: в подразделения МВД или стрелковые роты военных комендатур. Так они вновь получали в руки оружие и возвращались к привычному занятию.
Сейчас же формирование силовых структур Чечни фактически завершено. Вакансий осталось очень немного, и их, похоже, приберегают не для сдавшихся одиночек, а для целых отрядов (сам Ахмад Кадыров не раз заявлял о том, что к нему вот-вот перейдет отряд Руслана Гелаева). Таким образом, найти себя в мирной жизни удается только немногим из амнистированных, заключает "Коммерсантъ".
Действие нынешней амнистии с юридической точки зрения продлить невозможно - это прерогатива парламента, а его первое заседание состоится только 10 сентября, то есть уже после истечения срока сдачи оружия. Как заявил журналистам председатель Госдумы Геннадий Селезнев, Дума рассмотрит вопрос о продлении срока действия амнистии в Чечне, если Федеральная служба безопасности посчитает это целесообразным и обратится в парламент с соответствующим предложением. "Мы можем рассмотреть, насколько это обоснованно, а механического продления быть не может", - отметил спикер.
В Чечне продолжат рассмотрение заявлений боевиков о явке с повинной, несмотря на истечение срока действия амнистии
Правоохранительные органы Чечни продолжат рассмотрение заявлений боевиков о явке с повинной, хотя срок действия амнистии истек 1 сентября. Как сообщил прокурор Чечни Владимир Кравченко, такую возможность предоставляет Статья 208 Уголовного кодекса РФ.
"Если амнистию не продлят, то боевики в соответствии с этой статьей будут освобождаться от наказания. А в случае продления, они будут амнистированы", - пояснил прокурор. Он напомнил, что с объявления 7 июня думского постановления об амнистии в Чечне амнистированы 145 участников незаконных вооруженных формирований. Среди амнистированных есть полевые командиры и так называемые бригадные генералы.
Как сообщили в пресс-службе главы администрации республики, "амнистией воспользовались бывшие полевые командиры Ризван Салбиханов, Муслим Ильясов, бывший начальник службы охраны и безопасности масхадовского "правительства" Артур Ахмадов". Все амнистированные боевики внесены в банк данных прокуратуры и находятся в поле зрения правоохранительных органов, сообщает ИТАР-ТАСС.
Исполняющий полномочия президента Чечни Анатолий Попов считает, что амнистия для боевиков сыграла положительную роль "как акт гуманизма государства по отношению к гражданам, волею судьбы поставленных вне закона". Амнистия дала многим чеченцам, не замешанным в тяжких преступлениях и готовым прекратить участие в противостоянии федеральным силам, реальный шанс включиться в восстановление республики, и многие им воспользовались.
Попов заявил журналистам в Грозном на открытии пункта временного размещения вынужденных переселенцев, что благодаря амнистии более 100 человек смогли вернуться к нормальной жизни и некоторые из них даже работали на восстановлении этого здания.