Вчерашнее заявление Анатолия Сердюкова о выполнении гособоронзаказа (ГОЗ) на этот год возмутило российскую прессу. В едином порыве она принялась доказывать, что это ложь. Судьба самых крупных заказов до сих пор не решена. Контракты на поставку новых истребителей, подлодок и не имеющих аналогов стратегических ракет по-прежнему не подписаны.
Минобороны пока так и не договорилось с поставщиками самого необходимого для армии - боевых самолетов, подводных лодок и стратегических ракет. Речь идет об Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) и Московском институте теплотехники (МИТ).
"Коммерсант" писал об этом еще накануне, до заявления Сердюкова, но и теперь утверждает то же самое. В ОАК изданию заявили, что "работа по подписанию продолжается, и стороны приходят к согласию", однако об окончательном подписании контрактов на поставку корабельных истребителей МиГ-29К и учебно-тренировочных Як-130 говорить пока нельзя.
В МИТ слова Сердюкова оставили без комментариев. Однако источник газеты в Минобороны, знакомый с ходом переговоров, сказал, что "часть контрактов находится в высокой степени готовности, а часть - уже заключена", но говорить о том, что вся контрактная работа институтом закончена, в данном случае также преждевременно.
Сам глава военного ведомства вчера уверял, что осталось договориться только с судостроителями. Сегодня, как узнала "Газета.Ru",ожидается подписание нескольких контрактов - по дизельным подлодкам и по военному транспорту. Однако источник в оборонном комплексе, знакомый с ходом переговоров, сообщил, что самые крупные контракты - с "Севмашем" по строительству стратегических подводных лодок класса "Борей" и "Ясень" - будут подписаны позднее. Он сыронизировал: "В Минобороны оставили самое жирное на потом: у них до этих контрактов еще руки не дошли".
В Минобороны пришли люди, готовые экономить на обороноспособности
Многомесячные задержки с заключением контрактов между Минобороны и военной промышленностью были всегда, но в этом году они оказались необычно длительными, пишут "Ведомости". В начале года Сердюков заявил, что выправление ситуации в сфере закупок вооружений станет его основной задачей. При этом в срыве контрактов он винит оборонную промышленность, которая, по его словам, занимается сумасшедшим завышением цен.
На предприятиях же считают, что главными причинами стало сокращение в разы персонала и нежелание пришедших на место военных бывших сотрудниц налоговых служб разбираться в объективных причинах роста цен. "При Иване Грозном в Пушечном приказе было 30 человек, в советском Главном ракетно-артиллерийском управлении (ГРАУ) - 600 человек, сейчас в ГРАУ снова 30 человек", - приводит цифры директор одного из предприятий.
Похожу точку зрения высказал "Московскому комсомольцу" некий генерал, который ранее сам занимался оборонзаказом: "Пришедшие в Минобороны на ключевые финансовые посты сотрудники налоговых органов не в состоянии связать цену продукции с характеристиками создаваемого образца и его вкладом в безопасность страны".
"В Минобороны в последние годы введены три основные методики подсчета стоимости продукции, но ни одна из них не учитывает содержательную часть работы, - продолжил он. - Они все построены по принципу: у меня есть некая сумма денег, из нее я столько-то хочу дать тебе. А под какую конкретную работу - это уже никого не интересует. И получатся, что методики расчета цен в Минобороны и на предприятиях ВПК различны. Люди говорят на разных языках".
Причина "недоговороспособности" в том, что "невозможно поженить сугубо административные подходы к навязыванию военным ведомством конкретной цены оборонным предприятиям с теми во многом рыночными отношениями, в которых сегодня пребывает оборонка", рассуждает в свою очередь ответственный редактор "Независимого военного обозрения" - приложения к "Независимой газете".
"Гендиректор НИИ приборостроения имени Тихомирова Юрий Белый говорил мне, что "в заказывающие структуры военного ведомства пришли люди, которые, мягко говоря, ничего не смыслят в производстве и ценообразовании", - рассказывает Виктор Литовкин. - Их задача - не развитие промышленности, не повышение обороноспособности страны, их задача - любым путем сэкономить деньги".
Государство сделало все, чтобы "задушить" отечественную оборонку
Тот же Юрий Белый признавался: "Если бы у нас был один ГОЗ, предприятие уже давно умерло бы. Средств на развитие после выполнения ГОЗ практически не остается. Зарплата берется непонятно по какому усредненному принципу. Накладные расходы - тоже. Идет практически удушение оборонки".
"Минобороны тоже понять можно. Бюджетные деньги на гособоронзаказ ему отпущены в строго определенном размере. На нынешний год это 750 миллиардов рублей. А с другой стороны, если за нужные или ненужные нам "Мистрали" можно заплатить французам полтора миллиарда евро, то почему "Севмаш" должен отдавать крайне необходимый ВМФ и России стратегический подводный крейсер за бесценок?!" - возмущается автор статьи.
"Что делать? В рыночной экономике надо как-то выживать. Здесь не Америка, где работа на Пентагон приносит хорошую прибыль. У нас она позволяет лишь выжить. И то - если дадут. А дают не всем, - размышляет обозреватель МК.
"Наша умирающая "оборонка" благодаря стараниям собственного государства уже не в состоянии делать свою продукцию дешевой в том числе и потому, что в кооперации оборонных фирм все больше появляется предприятий-монополистов. А монополист может заломить любую цену. Часто лишь один-единственный завод может сделать нужную деталь, так как никто другой ее уже не выпускает", - говорится в материале.
"Наше государство во главе с выдающимися экономистами, финансистами и налоговиками сделало все возможное, чтобы собственное оружие для нашей армии стало дороже импортного. Это, кстати, очень удобный повод, чтобы покупать его за рубежом. Наши чиновники, приобретя опыт таких покупок и оценив в этих схемах удобство "откатов", уже вряд ли откажутся от начатого", - полагает автор "Московского комсомольца".
"Проблема, конечно, не только во взаимоотношениях Минобороны и ОПК, - подытоживает военный обозреватель "Независимой газеты". - В стране не созданы финансово-экономические рычаги, льготы и преференции, при которых и ОСК, и ОАК, и МИТу, да и другим оборонным предприятиям и концернам, было бы выгодно заниматься гособоронзаказом, как это выгодно Boeing, EADS, BAe Systems, Raytheon и сотням таких же фирм Запада и Востока. Пока этого не случится, всякие начальственные окрики, предупреждения и нагоняи ни к чему хорошему не приведут. Армия и флот будут оставаться без современных и крайне необходимых им вооружений".