Количество исков, связанных с терактом на Дубровке, продолжает увеличиваться.
Еще несколько пострадавших в результате теракта в театральном центре "Норд-Ост" в Москве выразили намерение подать в Тверской суд иски к столичному правительству с требованием выплатить компенсации морального и физического вреда.
Об этом сообщил радиостанции "Эхо Москвы" адвокат Игорь Трунов, к которому обращаются пострадавшие в результате теракта.
Таким образом, число людей, требующих компенсаций через суд, превысило 10 человек.
Первыми в суд обратились двое бывших заложников - отец и дочь Александр и Александра Рябцевы, - а также отец погибшего в театральном центре 29-летнего мужчины.
Затем их примеру последовали Светлана Генералова и Виктор Бондаренко. Генералова являлась заложницей и потеряла в театральном центре мужа. У Бондаренко на Дубровеке погиб сын - 40-летний военный, пояснил адвокат.
Затем в суд подали Лариса Фролова, Николай Любимов и Анна Бессонова. У первой в результате захвата террористами заложников погибли сын и невестка, на попечении остались двое внуков.
Еще двое истцов - бывшие заложники Николай Любимов и Анна Бессонова. Женщина является матерью двоих детей, потерявшей в театральном центре мужа.
Во вторник, 3 декабря, в Тверском суде Москвы прошло предварительное слушание по искам восьми пострадавших в результате теракта в Театральном центре на Дубровке к Правительству Москву о компенсации морального вреда на общую сумму 7,5 млн долларов.
Суд назначил рассмотрение исков на 24 декабря.
Адвокат Трунов пояснил, что высокая сумма исков обусловлена желанием "всколыхнуть общественное мнение и привлечь внимание к проблеме", которая, по словам адвоката, не сводится только к отдельным пострадавшим в результате теракта.
По мнению адвоката, необходимо выработать механизм материальной поддержки всех лиц, пострадавших в результате террористических акций. Это могут быть либо единовременные выплаты, либо пожизненные пенсии.
Адвокат сослался на мировую практику, когда жертвам террора присваивался статус жертв войны и назначалась пожизненная пенсия.
Трунов считает целесообразным рассмотреть возможность выделенияпострадавшим в результате терактов средств, полученных в рамках международной борьбы с террором от ареста капиталов, направляемых террористам.
Что касается нынешнего судебного процесса, определение размера выплатнаходится в компетенции суда, заметил Трунов. По его мнению, "говорить, что размер будет таким, как мы заявили, на сегодняшний день преждевременно".
Заявляя о размере компенсаций, адвокаты истцов "исходили из того, чтобы человек, лишившийся возможности работать, мог себя содержать в нормальных условиях при московских ценах", подчеркнул адвокат.
Мосгордума предостерегает: если заложникам выплатят компенсации, жизнь в столице подорожает
В случае решения суда об удовлетворении исков пострадавших в результате теракта на Дубровке и выплаты всей суммы компенсаций жизнь в Москве подорожает, заявил председатель Мосгордумы Владимир Платонов.
"Это расходная часть бюджета, а доходную надо пополнять. Планируя бюджет на 2003 год, мы не планировали таких расходов", - заметил он. По словам Платонова, если компенсации в заявленном истцами размере выплачивать всем пострадавшим, это составит одну десятую годового московского бюджета.
К тому же, как отметил Платонов, в законе о борьбе с терроризмом сказано, что в cлучае, если у субъекта федерации, на территории которого осуществлен террористический акт, нет возможности выплатить компенсации, то они взыскиваются с федерального бюджета.
Адвокат же потерпевших отметил, что в соответствии со статьей 17 закона "О борьбе с терроризмом" ответственность за последствия террористической акции "должен нести субъект Федерации, на территории которого произошел теракт". "В данном случае им является Москва", - сказал Трунов.
Адвокат Анатолий Кучерена сомневается, что суд удовлетворит иски бывших заложников в полном объеме
"Маловероятно, что суд удовлетворит иски бывших заложников в полном объеме", - заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" адвокат Анатолий Кучерена. По словам адвоката, на суде потерпевшей стороне придется доказать, что "компенсации, которая уже выплачена, недостаточно для того, чтобы покрыть все утраты, моральный и имущественный вред".
Учитывая то, что, если будет принято решение об удовлетворении исков восьми пострадавших в полном объеме, все остальные бывшие заложники могут потребовать компенсации на ту же сумму, суд вряд ли "пойдет по этому пути", считает он.
Кроме того, отметил адвокат, в России "судебная практика такова, что компенсации за моральный вред взыскиваются, но в незначительных суммах". Анатолий Кучерена добавил, что существующую судебную практику "надо менять", так как "человек, потерявший кормильца, близкого родственника, конечно, имеет право на возмещение и компенсации".
В целом, по мнению Кучерены, "сам факт, что потерпевшие обращаются в суд, это неплохо, это свидетельствует о том, что мы живем в гражданском обществе". "Но не знаю, чем закончится это дело", - подчеркнул адвокат.
Анатолий Кучерена сообщил также, что, согласно статье 17 "Закона о борьбе с терроризмом", все выплаты в счет возмещения вреда, причиненного в результате теракта, производятся из бюджета субъекта федерации, на территории которого произошел теракт. Поэтому, по его словам, иски бывших заложников к Правительству Москвы юридически обоснованны.