gr-sila.ru

Явления изъятия частного бизнеса в интересах государства, о которых рассказал в нашумевшем интервью совладелец "Финансгрупп" бизнесмен Олег Шварцман, "не локально-случайные, а системные, с глубинными корнями как на региональных, так и на федеральном уровнях", считает Анатолий Чубайс. С комментариями по поводу откровений Шварцмана выступили как и названные им партнеры и однопартийцы, так и не упомянутые в интервью лидеры российского бизнеса - Алишер Усманов, Олег Сысуев, Фархат Ахмедов, пишет "Коммерсант".

Опубликованное в пятницу интервью Шварцмана стало одним из лидеров по упоминаемости в российском интернете. Оно уже отразилось на политической карьере интервьюируемого, и, по мнению экспертов, может отразиться на его бизнесе. К середине дня интервью Шварцмана вошло в тройку самых популярных тем в блогах по версии Яндекса. Правда, популярность эта не пошла ему на пользу. Наиболее примечательные цитаты из статей на эту тему приводит сайт "Заголовки.ru".

- Гендиректор ИД "Коммерсант": Шварцман "был абсолютно трезв"

Например, ФГУП "Рособоронэкспорт" официально заявило, что "никогда не устанавливало и не планирует устанавливать какие-либо отношения ни с корпорацией "Социальные инвестиции", ни с ФПГ "Финансгрупп" и, соответственно, не давало никаких полномочий вышеназванным организациям действовать от имени или по поручению ФГУП "Рособоронэкспорт".

В экстренном пресс-релизе израильской финансовой группы "Тамир Фишман" говорится: "Единственное, что связывает Тамира Фишмана, Фонд и Шварцмана, это его миноритарная доля в компании, которую контролирует управляющая компания Tamir Fishman Capital Fund". При этом в "Тамир Фишман" публично заявили, что "не имеют отношения к заявлениям, которые приписываются Шварцману".

Одна из самых распространенных реакций на интервью Олега Шварцмана "Коммерсанту" - смесь удивления самим фактом публикации и признания того, что оно не очень фантастично.

Наиболее ярко это выразил глава РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс: "Намеренно или нет, но Шварцман сказал правду. Правду о неизбежных болезнях такого типа социально-политических систем, как "суверенная демократия". Эти явления не локально-случайные, а системные, с глубинными корнями как на региональных, так и на федеральном уровнях. В то же время сам факт публикации откровений Шварцмана в газете "Коммерсант" свидетельствует, что не все потеряно, и принципиально важно, как теперь на них будет реагировать не только общество, но и власть".

Первый зампред совета директоров Альфа-банка Олег Сысуев назвал содержание этого интервью "очень серьезным, похожим на правду и пугающим". Сославшись на президента Владимира Путина, он заявил, что "идиотов, которые хотят примазаться к "Единой России", а в этом случае - которые обслуживают власть, еще много".

Совладелец компании "Нортгаз", член Совета федерации Фархад Ахмедов содержанию интервью не удивился: "Статья как статья. Огласил, о чем все догадывались". Впрочем, самого Шварцмана он оценивает жестко, называя его средства "фашистскими", государственный социализм - "утопией". По его словам, "таких, как Шварцман, надо "шваркнуть" из бизнес-сообщества". Ахмедов пообещал дать запрос в прокуратуру, "чтобы выяснить обстоятельства этого дела", объяснив это тем, что если "бизнесмены будут отсиживаться по норам, таких Шварцманов появится как Швондеров и Шариковых".

Владелец холдинга "Металлоинвест" Алишер Усманов заявил: "Моя позиция всегда заключается в том, чтобы не вмешиваться в работу редакции и, тем более, не вмешиваться в выбор статей или интервью. Я считаю, что журналисты и редколлегия не виноваты, что их работа - добывать информацию, интересную для читателя, пусть и с оттенком нездоровой сенсации".

"Если не выяснятся иные причины, по которым такой материал мог бы появиться в это время и в таком объеме, то у меня нет претензий к сотрудникам "Коммерсанта". Что же касается самого интервьюируемого, то я ничего не знаю об этом человеке, не могу и не хочу комментировать сказанное им, до того как эта информация будет всесторонне изучена, а конкретные факты проверены", - сказал Усманов.

Интервью вызвало поток комментариев как со стороны ведущих высокопоставленных лиц, так и со стороны СМИ, ряд из которых акцентирует внимание на поведении Шварцмана во время беседы с журналистом. Рабочее интервью, в котором бизнесмен делится скучными нюансами своего бизнеса, а потом, как бы увлекшись, вдруг начинает бросаться громкими именами и признается, что работает на кремлевских покровителей, явно имело под собой цель. Однако гендиректор ИД "Коммерсант" Демьян Кудрявцев считает маловероятным тот факт, что со стороны Шварцмана "была попытка подсунуть определенную информацию сознательно".

"Что произошло с Шварцманом в процессе интервью, почему он решил изменить и тональность, и направление разговора, мы не знаем. Он был абсолютно трезв, и, насколько я знаю – журналист встречался с ним не один раз: он встречался со Шварцманом тогда в Америке, но потом надо было его фотографировать, визировать интервью в окончательном виде, несмотря на то, что была его аудиозапись, так вот - все эти разы Шварцман подтверждал и подписывал каждую страницу, то есть делал это совершенно сознательно", - заявил Кудрявцев.

Чубайс: "Барщевский исключил Шварцмана зря"

На сегодняшний день пострадала не только репутация, но и политическая карьера Шварцмана. Глава федерального политсовета партии "Гражданская сила" Александр Рявкин по ходатайству главы высшего совета партии Михаила Барщевского исключил Олега Шварцмана из состава высшего совета партии. Аргументация Барщевского состояла в том, что им было неизвестно о деятельности Шварцмана.

Впрочем, бывший член политсовета "Гражданской силы", политик и феминистка Мария Арбатова подтвердила, что с похожими тезисами Шварцман выступал несколько месяцев назад. Анатолий Чубайс считает, что "Барщевский исключил Шварцмана зря. По крайней мере, в "Гражданской силе" числился бы один "честный человек".

Член совета директоров Российской венчурной компании (РВК) Константин Ремчуков в эфире "Эха Москвы" предположил, что решение о выделении "Финанс Трасту" 980 млн рублей "может быть аннулировано". Из его слов следовало, что компания на один день опоздала с предоставлением необходимых документов.